Майские продажи автомобилей побили все антирекорды. По словам директора консалтинговой компании AUTO-Consulting Олега Омельницкого, за этот месяц реализовали около 3 тыс. машин, что в три раза меньше апрельских показателей и в пять раз ниже, чем в мае 2013 г. (15,13 тыс. шт.). «Майский результат 2014 г. оказался рекордно низким за все годы независимости», — сокрушается собеседник.
Продажи всех брендов снизились, но у одних больше, а у других меньше. Из-за этого в списке популярных машин произошли изменения. На первое место с третьего вернулся ЗАЗ. В десятку лидеров по продажам впервые за десять лет вошел Mercedes-Benz — было продано 95 автомобилей, что в три раза меньше, чем в мае 2013 г.
Все вместе
Вооруженное противостояние в Донбассе — один из основных факторов падения рынка. Как ранее писал «Капитал», на Донецкую и Луганскую области в структуре продаж новых автомобилей в мирное время приходилось 20‑23 %. Но последний месяц поставки машин в эти регионы остановился — спрос практически отсутствует, а грабежи автосалонов участились. «Те машины, которые не украли и не смогли вывезти в Киев, менеджеры спрятали в области: в гаражах, на дачах и т. д.», — рассказывает менеджер одного из крупных автосалонов Донецка, пожелавший сохранить анонимность.
Руководитель отдела продаж компании «Автотрейдинг Донецк» (продажа автомобилей Volkswagen, Skoda, Seat, Peugeot и др.) Вячеслав Вареник говорит, что в мае было только десять рабочих дней. Компания реализовала 6-7 автомобилей вместо традиционных 50.
3 тыс. новых легковых автомобилей продано в мае 2014 г.
В Луганске автосалоны не грабили, но местный бизнес уже подстраховался: продажи машин осуществляются по каталогам, делится менеджер луганского автосалона Peugeot Павел Орлов.
Свою роль в падении рынка сыграли также девальвация и изменение статистической базы расчетов. В среднем автомобили за год подорожали в гривневом эквиваленте на 50‑70 %. А крымские продажи машин после аннексии полуострова не регистрируются в межрайонном регистрационно-экзаменационном отделе Госавтоинспекции Министерства внутренних дел и не попадают в статистику украинского рынка.
Дальше лучше
Основные факторы, которые будут влиять на авторынок, привязаны к макроэкономике и политической ситуации — инаугурация президента, активное проведение антитеррористической операции на востоке, завершение переговоров о цене на природный газ с Россией и прозрачная политика Национального банка относительно курса гривни к иностранным валютам, уверен председатель правления «ВиДи Груп» (дилер импортных автомобилей) Артем Ткаченко. Он надеется, что в июне из‑за большего числа рабочих дней продадут на 5‑7 тыс. автомобилей больше, чем в мае.
«Ниже уже просто некуда падать», — соглашается Омельницкий. По подсчетам экспертов, в 2014 г. реализуют 100‑120 тыс. автомобилей, что в два раза меньше, чем годом ранее.
Как ранее писал «Капитал», на Донецкую и Луганскую области в структуре продаж новых автомобилей в мирное время приходилось 20‑23 %.