В понедельник бывший министр внутренних дел, лидер гражданской инициативы «Третья украинская республика» Юрий Луценко заявил о готовности возглавить политическую партию «Солидарность» президента Петра Порошенко. При этом, по информации «Капитала», не исключено, что Луценко возглавит именной блок президента на возможных внеочередных парламентских выборах. В Верховной Раде сейчас дискутируют о необходимости отмены запрета на участие в выборах политических блоков. Среди возможных изменений избирательного законодательства называют также понижение проходного барьера в Раду с 5 % до 3 % и возврат пропорциональной системы с закрытыми списками.
На одном авторитете
Народный депутат, руководитель избирательного штаба Анатолия Гриценко на выборах президента Олег Канивец (внефракционный) сообщил «Капиталу», что разговоры о возвращении возможности участия в выборах блоков партий ведутся в парламенте достаточно активно. «Это обсуждает рядовые депутаты, которые информированы о том, что на высоком уровне такие договоренности уже достигнуты, так как такой подход устраивает всех… Речь идет о возможности создания блоков Тимошенко, Порошенко, Тигипко, Ляшко», — сказал Канивец. По его словам, такие изменения в закон о парламентских выборах поддерживают многих политических силы. «Допускаю, что как результат компромисса это действительно может произойти: именные блоки вернутся и возможность создавать их для участия в парламентских выборах будет. Думаю, что на авторитете либо Порошенко, либо Тимошенко, либо Ляшко кого‑то могут попытаться провести в парламент, но я противник этого», — отметил он.
Вместе с тем один из основателей «Третьей украинской республики» Тарас Стецькив считает, что участие блоков в наибольшей степени выгодно именно Порошенко. «Он думает, что на пике своей популярности он проведет свой именной блок в Верховную Раду. Предполагаю, Порошенко рассчитывает, что до конца года его рейтинг будет еще высоким и голоса избирателей, которые проголосовали за него на президентских выборах, конвертируются в результат на парламентской кампании, а блок без его участия, но во главе с другим политиком, возможно с тем же Луценко, сможет получить 25‑30 %», — рассказал он «Капиталу».
Отметим, что в УДАР поддерживают идею возвращения к блокам, но пока склоняются к участию в выборах именно как партии. Народный депутат Сергей Каплин (УДАР) отметил, что создание блока партий так или иначе означает политическую смерть одной из сил объединения. «Я не могу сказать, будет ли вообще моя политическая сила в блоке с «Солидарностью», не потому, что мы не хотим поддержать президента, а в связи с тем, что, возможно, порознь, в силу тех или иных политических причин, мы можем набрать намного больше и сформировать более сильную коалицию следующем парламенте», — сообщил народный депутат изданию.
Проходной барьер могут снизить
В «Батьківщині» также допускают возвращение к практике участия в выборах блоков. «По моему мнению, таким образом многие политические силы могли бы спасти себя. Система не запрещает избирательные блоки. Сегодня я не исключаю такого варианта», — отметил заместитель председателя фракции «Батьківщина» Дмитрий Шлемко. Однако, по его словам, у партии бывшего премьер-министра Юлии Тимошенко нет особенной необходимости создавать повторно именной блок лидера, так как последние выборы засвидетельствовали: впервые за историю существования партии рейтинг бренда «Тимошенко» оказался ниже, чем бренда «Батьківщина». Шлемко также спрогнозировал, что идея создания блока не будет воспринята партийным активом, так как это будет означать сокращение квоты членов «Батьківщини» в избирательном списке кандидатов в депутаты. «Понятно, что если лидер скажет создавать блок, то так и будет», — признает Шлемко.
По данным «Капитала», основные политические игроки склоняются к тому, чтобы вернуться к нормам избирательной системы образца 2007 г. с закрытыми списками. При этом избирательный барьер может быть понижен до 3 %.
Стоит отметить, что перед парламентскими выборами в ноябре 2011 г. Рада внесла изменения в закон о выборах народных депутатов. Ими, в частности, предусматривается запрет на участие в выборах блоков партий, повышение проходного барьера с 3 до 5 %, а также введение смешанной избирательной системы. Необходимость запрета на блоки официально мотивировалась тем, что участие именных блоков в выборах, особенно органов местного самоуправления, вводит в заблуждение избирателей, которые, голосуя за популярную личность, проводят в советы кандидатов, не несущих перед избирателями политических обязательств и не связанных общей идеологией.