Министерство инфраструктуры обнародовало подробности программы реконструкции трех черноморских портов. На 2013 г. запланированы работы в трех морских торговых портах — Ильичевском, Феодосийском, а также в порту «Южный» — на сумму 838,7 млн грн.
Порт «Южный»
Реализация проекта по реконструкции морского подходного канала и внутренних водных подходов позволит порту «Южный» приобрести статус самого глубоководного на Черном море, сообщили «Капиталу» в администрации предприятия. Срок реализации проекта по дноуглублению — 2015 г. По словам представителя администрации порта, победителем конкурсных торгов на выполнение работ по проекту стала «Мебиус Констракшн Юкрэйн», которая является резидентом немецкой компании Josef Möbius Bau-GmbH в Украине.
В администрации утверждают, что после завершения работ появится возможность обрабатывать суда дедвейтом около 200 тыс. т до максимально возможной осадки непосредственно у причалов. Таким образом исключается необходимость дозагрузки крупнотоннажного флота на рейде. Это важно, поскольку в нынешних условиях в «Южном» приходится догружать на рейде более 4 млн т грузов в год, что подразумевает дополнительные затраты для грузовладельцев, добавили в администрации порта. Кроме того, реализация данного проекта позволит увеличить объем валютных поступлений на 250 млн в гривневом эквиваленте в год», сообщили «Капиталу» в Мининфраструктуры. Объем финансирования в 2013 г. составляет 641,1 млн грн. «Реализация проекта по дноуглублению осуществляется исключительно за счет собственных средств», — добавили в порту.
Ильичевский порт
В Ильичевском порту реконструкция подходного канала станет первым этапом масштабной инвестиционной программы предприятия. Документ предусматривает реконструкцию канала с увеличением глубин до 17 м, строительство перегрузочного комплекса с рейдовым причалом № 2 с углублением операционной акватории, маневровой зоны и водного подхода до 17 м.
Реконструкция канала должна быть проведена в 2013 г. Все работы в рамках проекта модернизации будут завершены до 2015 г. В министерстве отмечают, что стоимость реализации проекта в 2013 г. составляет 60,9 млн грн. «Весь проект будет реализован за счет собственных средств порта, а также с использованием кредитных средств украинских банков либо международных финансовых организаций», — сообщили «Капиталу» в администрации порта, добавив при этом, что к ним уже обращались компании, сотрудничающие с предприятием, а также другие потенциальные инвесторы и выражали свою заинтересованность в проекте, однако деталей не раскрыли.
Согласно данным министерства, модернизация порта позволит ему стать одним из наиболее глубоководных в Черноморско-Азовском бассейне, что, в свою очередь, даст возможность принимать суда с осадкой до 16‑16,5 метров, а также создать условия для привлечения перспективных грузопотоков.
Кроме того, будет обеспечена безопасная проводка, маневрирование, швартовка и обработка у причалов большегрузных судов типа Capesize грузоподъемностью до 200 тыс. т и судов-контейнеровозов класса Post Panamax Plus вместимостью 8 000 TEU.
Феодосийский порт
В Феодосийском порту на 2012‑2013 гг. запланировано провести реконструкцию причалов № 1‑3. Общая сумма вложений составляет 136,7 млн грн. Источник в порту сообщил «Капиталу», что проект частично будет реализован за счет привлечения средств украинских инвесторов и частично — за счет государства. «После завершения проекта порт сможет принимать суда грузовместимостью до 50 тыс. т, а также увеличить грузооборот навалочных грузов до 1325 тыс. т в год», — отметили в Мининфраструктуры.
Эффект от модернизации
Принятие закона «О морских портах» позволило начать проведение реконструкции в морских торговых портах: Ильичевском и Феодосийском, а также в порту «Южный». Ожидается, что в результате реконструкции повысится конкурентоспособность украинских портов, что позволит реализовать проекты государственно-частного партнерства вместе с инвесторами, заинтересованными в развитии портовой отрасли.
«Южный», а также Одесский и Ильичевский порты являются приоритетными с точки зрения перспективы их развития», — пояснил «Капиталу» руководитель проекта «Центр транспортных стратегий» Сергей Вовк. Он отметил, что в процессе модернизации важно придерживаться комплексного подхода, когда государство вкладывает деньги в развитие акватории и обеспечение безопасности судоходства, а частный инвестор развивает терминальную инфраструктуру, то есть инвестирует непосредственно в перевалку.
Только при таком подходе эта политика будет эффективной в плане снижения стоимости и повышения привлекательности для грузоотправителя, отметил эксперт. «К примеру, в порту «Южный» нецелесообразно просто реконструировать причалы, поставить мощный перевалочный комплекс. При тех глубинах, которые там есть, этот комплекс будет работать вполовину своей мощности — необходимо комплексное развитие акватории и дноуглубление», — сказал Сергей Вовк.
Аналогичная ситуация, по его словам, и в Ильичевском порту — перспективном объекте для развития грузопотока зерна и контейнерных грузов. Ряд крупных зернотрейдеров, в частности компания Сargill, заявляли о своем интересе к порту. Большие перспективы и у «Контейнерного терминала Ильичевск», отметил эксперт.