Президент Петр Порошенко получил беспрецедентную поддержку украинцев, но одновременно и беспрецедентное бремя ответственности. Планка еще никогда не была так высока, а стартовые условия так сложны. «Пришло время строить новую великую страну», — заявил Порошенко. Но строить ее придется с учетом жестоких реалий, на острых обломках «экономики прошлого».
О политике
Можно разрабатывать сколько угодно правильных концепций или стратегий развития. Все всегда упирается в людей. Способных планировать и воплощать запланированное. Живых людей с определенным образованием, мировоззрением, опытом (или его отсутствием), мотивацией и внутренними убеждениями. Можно ли доверить нынешнему составу парламента будущее страны? Едва ли. Нужно как можно скорее обеспечить новый состав Верховной Рады — моральный, украиноцентричный, компетентный. Новый президент и новое правительство со старым парламентом — это бег по кругу, который нужно разорвать как можно раньше.
Об управлении
Роль премьер-министра сродни дирижеру огромного оркестра. И его участники обязательно должны знать нотную грамоту. Сложно представить успешным реформатором той или иной отрасли человека, неработавшего, например, руководителем предприятия в соответствующей сфере. Люстрация важна, но ее одной критически недостаточно. Если профессионализм нулевой, то каким бы высокопорядочным ни был чиновник, эффект его деятельности также в лучшем случае будет нулевым. Качественное государственное управление — последнее, на чем может позволить себе сэкономить не очень богатая страна, если не хочет получить взамен казнокрадство и непрофессионализм под новыми лозунгами. Нам нужны не люди, способные начать реформы, а те, кто доведет их до результата.
О переломном моменте
Резервы прочности экономики исчерпаны. Движение по инерции дальше просто невозможно. Мы дошли до точки бифуркации. Так физики называют момент, в который невозможно достоверно предсказать развитие системы, — перейдет ли она на более высокий уровень упорядоченности или резко деградирует. Какова развилка для Украины? Дальше или активная государственная инвестиционная политика, радикальные экономические реформы и опережающий рост экономики. Либо движение вниз по течению, тщетные попытки делить незаработанное, обнищание народа, утрата государственности. Каха Бендукидзе и тут математически точен: «Если не проводить реформы, страны не будет. Бездействие равно смерти».
О точке отсчета
Нужно посмотреть, где мы находимся сегодня. Заглянуть внутрь экономики. Разложить, сколько каждая отрасль создает добавленной стоимости, какой вклад вносит в ВВП, сколько рабочих мест обеспечивает, какие налоги приносит, какова экспортная выручка и потенциал импортозамещения, наконец, какова продуктивность труда. И сразу становится виден сырьевой скелет нашей экономики. Такой комплексной картинкой сегодня практически никто не обладает и не оперирует как инструментом. Возможно, именно опираясь на нее в своей инаугурационной речи, президент сделал ставку на «развитие интеллекта и современных технологий» для построения «современной, высокотехнологичной, обороноспособной, конкурентоспособной» Украины.
На одном лишь экспорте зерна, металлургии и химии низких переделов невозможно построить экономику будущего.
Продуктивность труда в украинской металлургии сегодня $ 10 тыс. в год на сотрудника, как и в среднем по стране. Средняя продуктивность труда в США почти в семь раз выше, в Европе — вчетверо, Беларуси — почти втрое, в России — вдвое. Как сказал антигитлеровский активист пастор Дитрих Бонхоффер: «Если ты сел не в тот поезд, бесполезно бежать по вагону в обратную сторону».
О направлении
Экономический патриотизм и прагматичный украиноцентризм — отличный компас для реформ. Не самопожертвование ради идеи, но созидательные действия в интересах своей семьи, своей компании, своей страны. Непротиворечивое сочетание прагматичных интересов и идеалистичной мотивации. Построение конкурентоспособного и богатого (это не стыдно), сильного и патриотичного (и тогда не придется применять силу), современного и социально-ориентированного украинского государства.
У парусника без цели не может быть попутного ветра. Мы должны увидеть, каким будет мир через 10‑15 лет. Найти в нем достойное место для Украины. Начертить тропинки, которые приведут нас «отсюда» «туда». И неустанно двигаться по ним.
А тропинки эти — современные высокотехнологические производства. Ставка на выпуск (и потребление тоже) интеллектуально- и наукоемких услуг и продуктов. Это информационные, энергетические, медицинские и биотехнологии, а также другие материальные и нематериальные производства, направленные в будущее, а не в сырьевое прошлое.
Экстенсивный сырьевой и высокотехнологический производственный бизнес не могут стоять для государства и правительства на одной ступеньке по приоритетности. У них не только разная перспектива, уже сегодня — разная продуктивность труда, добавленная стоимость, налоговый потенциал, влияние на социальный капитал наконец.
Об инструментах
Мощные фискальные, регуляторные, образовательные и другие стимулы позволяют стране прокладывать дорогу для социально, технологически и экономически выгодного для общества бизнеса. Готовая инфраструктура и сфокусированные на целевые отрасли «ускорители роста», такие как инновационные и индустриальные парки, позволяют изменениям состояться не «когда-то» или в «принципе», а в на протяжении считаных лет и вполне осязаемо, как это произошло и происходит в Сингапуре, Малайзии, Китае, Польше, Румынии…
Без инфраструктуры «на вырост», без более низких налогов для высокотехнологичных компаний и новых производств, без сильной системы образования, нацеленной на потребности реальных работодателей (бизнеса), без государственного софинансирования / льготного кредитования предприятий приоритетных отраслей, без цивилизованной защиты интеллектуальной собственности и государственного заказа и мягкого тарифного регулирования в пользу национального производителя, а не импортера, а также без стабильности в обеспечении этих базовых условий государством ничего значимого не произойдет. Это реальный сценарий. А альтернативный ему, виртуальный — попытку улучшить все… и сразу…. и везде другими словами можно обозначить как пресловутое «покращення вже сьогодні», плоды которого мы уже вкусили.