Вчера во время совета с отечественными и иностранными инвесторами председатель Киевской городской государственной администрации (КГГА) Александр Попов презентовал инвестиционную стратегию Киева. Она, по словам Попова, предполагает реализацию четырех стратегически важных и наиболее крупных проектов на общую сумму 30 млрд грн. Среди них — строительство 4‑й линии метро на Троещину (11,2 млрд грн), индустриального парка «Деснянский» (2,4 млрд грн), бизнес-района «Киев-Сити» и инновационного парка «Bionic Hill». Реализация четырех этих проектов также предусмотрена Стратегией развития Киева до 2025 г., утвержденной в декабре 2011 г. Общая стоимость стратегии — 82 млрд грн. Как сообщили «Капиталу» в КГГА, упомянутые проекты были выбраны как наиболее привлекательные для инвесторов, в отличие от модернизации коммунальной инфраструктуры.
Идея построить подземку в направлении массива Троещина активно обсуждается городскими властями с 1999 г., но пока финансирование на нее так и не выделено. В разное время интерес к проекту проявляли такие компании как японская Itochu Corporation, украинская «Метрострой» и китайская «СМЕС». Однако в результате проект достался «Федеральному центру проектного финансирования» (входит в структуру российского «Внешэкономбанка»). В планах КГГА — запустить новую ветку метро в 2015 г.
Индустриальный парк — проект, согласно которому на нежилом участке Деснянского района столицы построят промышленный комплекс общей площадью 220 га. Эксперты КГГА прогнозируют, что он окупится в течение 6‑10 лет после ввода в эксплуатацию. По словам первого заместителя председателя КГГА Руслана Крамаренко, инвесторы готовы вкладывать в комплекс деньги, однако в сейчас проект на стадии переговоров. По их результатам и будут определены условия сотрудничества. Бизнес-район «Киев-Сити» в районе Осокорки планируется создавать в течение 20 лет. Проект Bionic Hill площадью 147 га предполагает появление аналога Силиконовой долины. Инвестором проекта выступает компания UDP. Согласно договору, заключенному с городом, инвестор должен построить объекты, а город — обеспечить инженерно-транспортную инфраструктуру. В апреле этого года Киеврада утвердила план Bionic Hill. Согласно ему должны быть построены два офисных центра, два жилых комплекса, гостиница, спортивный комплекс.
Помимо «четверки избранных», Стратегия развития города предполагает и реализацию проектов по модернизации сетей тепло- и водоснабжения столицы, строительству пяти автодорожных тоннелей. Однако привлечением в них инвестиций городские власти решили заняться позже.
Помимо средств инвесторов, в качестве источника финансирования КГГА рассчитывает и на поддержку государства. По словам Александра Попова, в горгосадминистрации склонны к варианту государственно-частного партнерства (ГЧП), где роль державы будет заключается в предоставлении госгарантий на реализацию проектов. «Такая форма ГЧП предусматривается только при строительстве ветки метро. Условия этого сотрудничества пока обсуждаются, — сообщили «Капиталу» в департаменте экономики и инвестиций КГГА. — На сегодняшний день у инвесторов есть замечания к работе городских чиновников. Как правило, мы сталкиваемся с непрозрачными схемами проведения инвестконкурсов и земельных аукционов. Кроме того, требуется слишком много документов, а это тормозит работу», — говорит представитель «МакДональдз Юкрейн Лтд» Елена Новикова.