В среду Европейская комиссия одобрила предложения к Совету Евросоюза подписать соглашение об ассоциации и зоне свободной торговли с Украиной. В Киеве техническое решение ЕК политики и чиновники поспешили представить как неоспоримое доказательство успехов страны на пути евроинтеграции. Все заявления сводились к одному — желание двигаться на Запад так переполняет украинскую власть, что у ЕС нет иного выбора, кроме как подписать с ней в ноябре многострадальный документ.
Но на поверку украинская элита не так единодушна в выборе направления движения. «Надо будет принимать политическое решение — куда мы идем, кто мы такие есть на этой земле, потому что если смотреть на Таможенный союз, есть недостатки с точки зрения Украины, если смотреть на Европейский союз — недостатков не меньше», — заявил вчера журналистам второй президент Украины Леонид Кучма.
Кучма — теоретик и практик многовекторности во внешней политике, которой он владел в совершенстве. Используя геополитическое положение страны, Кучма пытался — и ему это часто удавалось — выторговать экономические и политические уступки как у Европы и США, так и у России. В Вашингтоне он рассказывал о стремлении Украины к демократизации, в Москве говорил об экономической интеграции. В первом случае Украина получала благодаря соответствующим заявлениям дешевые кредиты, во втором — дешевые энергоресурсы. Правда, со временем в силу известных обстоятельств украинский президент практически перестал появляться на Западе, и многовекторный подход оказался невостребованным.
С третьим президентом Украина продемонстрировала резкий крен в сторону западного мира, хотя своим первым визитом Виктор Ющенко демонстративно удостоил Москву.
Геополитическая ситуация в мире меняется, а в Украине уже четвертый президент — Виктор Янукович тоже не из тех, кто избегает противоречивых обещаний. В течение месяца он может рассказать о преимуществах Таможенного союза, после чего, забыв о них напрочь, заявить еврочиновникам о том, что место Украины в Европе.
Как тут не вспомнить анекдот о первом президенте Украины Леониде Кравчуке, который во время дождя отказывается от предложения воспользоваться зонтиком: «Я — между капелек».
Но это сейчас говорят — многовекторность. В истории этот принцип известен в другой формулировке: «Моя хата с краю».
Ментальность нации и геополитическое положение Украины дают правящим элитам право и возможность сохранять статус-кво. Поэтому рискну предположить: и после ноябрьского саммита в Вильнюсе вопрос Леонида Кучмы — «Кто мы такие?» — останется без ответа.