Как стало известно «Капиталу», Кабмин подготовил перечень «нежелательных» законопроектов, реализация которых может привести к «дополнительной нагрузке на государственный бюджет». В список попал 21 законопроект, подготовленные народными депутами и рекомендованные профильными парламентскими комитетами к принятию (перечень есть в распоряжении «Капитала»). Как заявили изданию в аппарате Кабинета министров, речь идет скорее не о блокировании, сколько о необходимости перенести их рассмотрение на последующие пленарные недели для согласования позиций с Министерством финансов и другими профильными ведомствами. Главным инициатором переноса рассмотрения законопроектов выступил министр финансов Александр Шлапак.
Банковский раздел
Все законопроекты условно можно развести на три группы — изменения в Налоговый кодекс, социальные выплаты различным категориям граждан и проекты, касающиеся банков и банковской деятельности. Причем последняя группа самая большая. В частности, Минфин категорически выступил против принятия законопроекта № 4895 (№ 4895-1) о переводе кредитных обязательств из иностранной валюты в национальную (проект под авторством Николая Рудьковского заменен проектом Михаила Опанащенко (внефракционный) 3 июня 2014 г.). Новый законопроект расширяет проведение реструктуризации не только для населения, но и для частных предпринимателей и предприятий с количеством сотрудников до 10 человек и годовым доходом в размере до 2 млн евро. Причем предлагается перевод валютных кредитов в гривневые по курсу НБУ на 3 февраля текущего года и кредитной ставкой по согласованию сторон, но не выше 13%. «Последствия документа в предложенной редакции будут иметь разрушительный характер для банковской системы», — говорится в выводах Минфина.
Также Минфин не поддерживает введение отвественности банков за несвоевременный возврат срочных вкладов (депозитов). Законопроект № 2202 предлагает внести изменения в ст.1058 Гражданского кодекса Украины и внедрить практику выплат неустойки «в размере определенном непосредственно законом». Собственно из-за отсутствия определения адекватного размера пени и перечня причин, которые будут подпадать под действие закона, Минфин просит доработать его.
В то же время Минфин готов поддержать законопроект № 1043-д о введении до 1 января 2015 г. моратория на принудительную реализацию жилья в связи с задолженностью за оплату жилищно-коммунальных услуг, телекоммуникационных услуг, а также пени и штрафных санкций, начисленных на их неуплату или несвоевременную оплату до момента полных выплат по задолженностям по зарплатам, стипендиям и другим денежным выплатам. Правда распространятся это будет на тех, для кого это жилье является единственным и используется для проживания. Впрочем, против моратория выступили Министерство регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства, Минсоцполитики и Минюст. Это может привести к коллапсу внутренних платежей в стране, говорится в комментариях правительства.
Сохранить кассу
Все, что касается государственного бюджета и его доходной части, то позиция Минфина к депутатским инициативам — безапеляционна. В частности, ведомство Александра Шлапака выступило категорически против, изменений в Налоговый кодекс относительно особенностей налогообложения участников нацпроекта «Технополис». Законопроект № 2063-д предполагал льготы для его участников относительно уплаты налога на прибыль, НДС и НДФЛ. Минфин оценил потери бюджета в 626 млн грн в год.
Расходов из госбюджета в размере 3,5 млрд грн потребует и Общегосударственная программа создания военно-транспортного самолета Ан-70 и его покупка по государственному оборонному заказу.
Нет средств у государства и на социальные программы. Не найдя компенсаторов для бюджета, Минфин не готов принять изменения в Закон «О бесплатной юридической помощи», расширив круг субъектов за счет родителей и детей из многодетных семей, а также за счет лиц, которые самостоятельно воспитывают трех и более детей в возрасте до 18 лет.
Не согласился Минфин и на изменения в Кодекс закона о труде относительно защиты здоровья беременных женщин. В частности, наибольшие возражения вызвала ст.51, предлагающая всем женщинам со времени становления на учет по беременности сократить на один час рабочий день с сохранением средней заработной платы. Но из-за увеличения дополнительных расходов на оплату труда бюджетников, Минфин рекомендует принять лишь за основу или отложить его принятие. Также Кабмин просит перенести на более позний срок рассмотрение изменений, регулирующих работы, связанные с трансплантацией костного мозга. На создание и ведение Реестра доноров в 2015-2020 гг. потребуется выделение дополнительных средств, которые бюджет не сможет обеспечить.
Такая жесткая позиция Кабмина связана с проблемами формирования доходной части бюджета, секвестр которого правительство провело в конце марта. Об этом заявлял и заместитель министра финансов Владимир Матвийчук. Напомним, что обеспечить наполнение госбюджета за первые пять месяцев года Минфину помогал Национальный банк. Согласно данным Минфина, только в январе-апреле НБУ перечислил в общий фонд госбюджета 19,8 млрд грн, вместо положенных 4 млрд грн. С начала мая правительству пришлось отказаться от практики использования трюка с авансовыми платежами от Нацбанка из-за позиции МВФ. Теперь вся надежда правительства на восстановление экономики, которая пока демонстрирует лишь падение.