Борьба корпорации «Индустриальный союз Донбасса» против ограничений на ввоз импортного коксующегося угля и кокса увенчалась успехом. По информации «Капитала», компании удалось склонить на свою сторону уже три профильных ведомства: Министерство энергетики и угольной промышленности, Министерство экономического развития и торговли, а также Министерство иностранных дел.
Почему против
Первый заместитель главы Минэнергоугля Юрий Зюков в своем письме ИСД, текстом которого располагает «Капитал», сообщил, что его ведомство не поддерживает законопроект № 4730, предполагающий введение пошлины в размере 10 % на весь ввозимый в Украину уголь и кокс. Свое мнение чиновник объяснил тем, что «внедрение ввозной пошлины на уголь и кокс не может стать эффективным инструментом достижения целей, задекларированных в объяснительной записке законопроекта». То есть — не поддержит отечественных угледобытчиков. Напомним, проект был внесен на рассмотрение в Верховную Раду в конце апреля текущего года группой депутатов от фракций «Свобода», «Батьківщина» и УДАР.
МИД и Минэкономразвития считают, что предлагаемая депутатами пошлина «превышает ставку ввозной пошлины на уровне 2 % на коксующийся уголь согласно установленным нормам ВТО». Более того, внешнеполитическое ведомство разослало письма в профильные парламентские комитеты с тем, чтобы они не поддерживали данную инициативу по тем же причинам (копиями располагает «Капитал»). Напомним, 27 июня Украина должна подписать вместе с Молдовой и Грузией договор об ассоциации с Евросоюзом. Очевидно, ссориться с чиновниками этих стран и ВТО в канун такого события украинскому правительству не хочется.
Металлурги ждут большего
«Мы, безусловно, удовлетворены тем, что три ключевых министерства нас услышали и практически полностью поддержали наши аргументы», — рассказал «Капиталу» директор правового департамента корпорации ИСД Сергей Ткаченко. Теперь он ожидает, что, учитывая позицию органов исполнительной власти, комитеты парламента также вскоре поставят негативные оценки предложенному законопроекту. «Мы надеемся и на способность разработчиков законопроекта критически отнестись к своей инициативе, которая не выдерживает профессиональной критики. Надеемся, что документ просто будет отозван», — говорит Ткаченко.
Ожидают того, что ввозить кокс можно будет без каких‑либо налоговых препятствий, и в «Арселор Миттал Кривой Рог». «Мы позитивно воспринимаем позиции министерств, которые не согласны с введением пошлин на уголь и кокс. И тоже надеемся, что профильные комитеты Верховной Рады не поддержат данный законопроект, ибо он противоречит не только международным обязательствам Украины перед ВТО. Он ставит под вопрос возможность модернизации украинских меткомбинатов», — отметил глава киевского представительства АМКР Владимир Ткаченко.
Шахтерам плохо
Глава Независимого профсоюза металлургов и горняков Михаил Волынец считает, отсутствие господдержки шахтеров лишь усугубит без того трудное положение горняков. «Государство теряет контроль над шахтами Украины. Перевозки угля полностью контролируются сепаратистами через захваченную Донецкую железную дорогу. Боевики также отбирают часть добытого угля на свои потребности и даже пытаются сделать собственный бизнес на его продажах. В итоге рынок теряет баланс, пополняя объемы теневого сектора», — делится собеседник. Он также считает мнение металлургов в качестве добытого в Украине угля не совсем объективным. «На самом деле нет необходимости завозить более 8 млн т угля из‑за рубежа. Просто отдельным металлургическим группам, имеющим шахты в России и других странах, нужно импортировать это сырье в Украину по любым ценам, и делать это они хотят в свободном режиме. В результате страдает собственный рынок угля и сами шахтеры», — уверен Волынец.
По его словам, действовавший в I квартале этого года меморандум о добровольном ежемесячном выкупе 1 млн т угля украинской добычи металлургами не работает. Эту информацию подтвердил и гендиректор ассоциации «Укркокс» Анатолий Старовойт. «Это мертвый вопрос (по выполнению меморандума. — «Капитал»). В условиях военных действий каждый выживает как может», — добавил он.
Уголь обесценивается
В то же время стоимость углей и внутри Украины, и за рубежом снижается, рассказывает «Капиталу» эксперт госпредприятия «Укрпромвнешэкспертиза» Александр Крайников. «Мировой тренд состоит в том, что бенчмаркинговые цены на уголь в мире падают. Так, в первом квартале этого года тонна коксующегося угля стоила примерно $ 143, а во втором снизилась до $ 120», — говорит аналитик. По его словам, на спотовом рынке уголь также подешевел. Если в январе его продавали примерно по $ 135 за т, то в марте цена снизилась до $ 107 за т, отметил Крайников. В апреле-мае стоимость росла, но к настоящему времени все еще не превышает $ 113 за т, добавил эксперт. «Металлургам обесценивание сырья позволяет удерживать позиции на рынке, — подчеркнул он. — В этом году именно сырьевой аспект делает продажу метпродукции рентабельной».