У авиакомпании «Международные авиалинии Украины» выбивают долги. 16 июня прокуратура Киевской области обратилась в Хозяйственный суд Киева с требованием вернуть аэропорту «Борисполь» 93,2 млн грн задолженности. Иск подан к МАУ. Об этом идет речь в соответствующем ходатайстве прокуратуры, указывается в сообщении пресс-службы ведомства. Долг образовался за услуги по наземному обслуживанию самолетов в аэропорту.
Взаимные претензии
За февраль-апрель авиаперевозчик задолжал «Борисполю» 80 млн грн, рассказывает пресс-секретарь прокурора Киевской области Анна Кищак. За январь МАУ была должна 24 млн грн, но после апрельского иска прокуратуры погасила 11 млн грн.
В МАУ не признают размер долговых обязательств. «По состоянию на конец апреля в ходе сверки взаимных долгов между МАУ и «Борисполем» мы выставили аэропорту счет на сумму долга в 44 млн грн, а «Борисполь», в свою очередь, нам — на 152 млн грн. Мы не согласны с этой цифрой», — сообщила «Капиталу» корпоративный пресс-секретарь МАУ Евгения Сацкая.
В пресс-службе «Борисполя» «Капитал» заверили, что согласно бухгалтерской документации, долгов у аэропорта перед авиакомпанией нет.
Вместе весело шагать
МАУ не единственная авиакомпания, столкнувшаяся с судебными исками за накопленные долги. С апреля зачастили в суды представители авиакомпании «ЮТэйр-Украина». В частности, 24 апреля Хозяйственный суд Луганской области постановил взыскать с авиаперевозчика в пользу Государственной авиационной службы 1,78 млн грн долга. Сейчас этот спор переместился в Донецкий апелляционный хозсуд.
Кроме того, авиакомпания в мае проиграла суды поставщику бортпитания «ОФТ-18» на сумму около 0,7 млн грн, компании «Мастер-Авиа», которая управляет киевским аэропортом «Жуляны», — 0,1 млн грн и оператору наружной рекламы «РТМ-Україна» — также около 0,1 млн грн. Исполнительный директор компании «Аэроджет» Анатолий Мазуренко считает, что «ЮТэйр-Украина» не удалось справиться с большой конкуренцией на киевском рынке регулярных авиаперевозок. Авиакомпания приостановила полеты в текущем году в Луганск, Одессу, Львов и Харьков из‑за снижения спроса, а в Донецк — из‑за закрытия местного аэропорта, рассказывал ранее заместитель коммерческого директора авиакомпании «ЮТэйр-Украина» Владимир Катерный.
Деньги на исходе
«Большинство авиакомпаний [погрязли в финансовых судах] из‑за ситуации, которая сложилась на авиационном рынке», — говорит генеральный директор авиакомпании Atlasjet Ukraine Сергей Подгородецкий. Как ранее неоднократно писал «Капитал», из‑за кризиса, оккупации Крыма и военных действий на востоке пассажиропоток через аэропорты стал резко падать. К примеру, по данным Госавиаслужбы, в мае он уменьшился по сравнению с аналогичным периодом 2013 г. на 33 % — до 906 тыс. человек.
«Резко упали перевозки, особенно на Россию, где у МАУ были самые большие доходы. В последние годы усилилась конкуренция, которая не на пользу общему положению дел в МАУ», — комментирует Анатолий Мазуренко.
Выход хотя бы на прошлогодние ежемесячные объемы перевозок возможен только через два-три года, считает Сергей Подгородецкий. Произойдет это только после того, как на рынок придут новые альтернативные перевозчики и начнут вкладывать инвестиции в направления, отмечает он. «Имеющиеся перевозчики оказались не готовы к переменам», — сокрушается Подгородецкий.