На конец 2013 г. было зарегистрировано 5,54 млн счетов собственников ценных бумаг, говорится в годовом отчете Нацкомиссии по ценным бумагам и фондовому рынку (НКЦБФР). Еще в 2012 г., по данным регулятора, их было на 3,22 млн больше. А за последние пять лет количество счетов сократилось более чем в два раза — на 7,1 млн.
Душевный вопрос
Эксперты отмечают, что уменьшение числа счетов может происходить за счет роста количества так называемых мертвых душ — собственников ценных бумаг, которые по различным причинам не открывают ценнобумажный счет, а иногда и вообще не осведомлены, что являются собственниками акций предприятий. Согласно требованиям вступившего в силу в 2009 г. закона об акционерных обществах, они должны были открыть такие счета, оставив для акций только бездокументарную форму собственности.
Еще в 2009 г. в Украине насчитывалось 12,61 млн счетов в ценных бумагах. Такое количество появилось вследствие массовой приватизации предприятий еще в 1990‑х. «Разница в 3,2 млн счетов — это, по сути, 3,2 млн человек, которые не дошли в депучреждение и не особо представляют себе, что такое акции, зачем они нужны и что с ними делать. Возможно, они банально не видят смысла что‑либо делать из‑за мизерной стоимости пакета принадлежащих им ценных бумаг и наличия оплаты за услуги по их хранению», — считает директор инвесткомпании «Финэкс Капитал» Игорь Когут.
По словам директора департамента корпоративного управления и корпоративных финансов НКЦБФР Аллы Папаики, некорректно сравнивать количество счетов владельцев ценных бумаг и число «мертвых душ», так как эти показатели «не являются релевантными». Под «мертвыми душами» комиссия подразумевает акционеров, которые не реализовывают свои права и обязанности как собственники ценных бумаг, чем доставляют не только дискомфорт акционерному обществу, но и подвергают его нарушениям законодательства, пояснила эксперт. «Это могут быть не только умершие или выехавшие из страны люди, а также не знающие о своем наследстве в виде корпоративных прав, но и те, кто намеренно не хочет участвовать в управлении компанией. То есть те, кто ввиду нежелания или экономии средств не принимает участия в общих собраниях акционеров, не открывает счета в ценных бумагах и пр.», — говорит она.
Сбросить балласт
Наличие «мертвых душ» может мешать эффективной деятельности акционерного общества — к примеру, блокировать принятие решений общим собранием его акционеров. В связи с этим законом о депозитарной системе была предусмотрена возможность лишить таких акционеров права голоса в случае, если они в течение срока, предусмотренного законом, не откроют счет в ценных бумагах в депозитарном учреждении. «Это поможет решить трудности, существующие в некоторых компаниях, связанные с созывом и проведением общих собраний акционеров и, соответственно, принятием важных для деятельности акционерного общества решений», — подчеркнула Папаика.
Также при наличии пропавших собственников ценных бумаг акционерное общество или его мажоритарный акционер в рамках действующего законодательства могут через суд инициировать процедуру признания этих акций ничейным имуществом и передать их государству, которое впоследствии может их реализовать.
«Если, к примеру, у мажоритарного собственника или группы собственников сконцентрировано 99 % всего выпуска, а у исчезнувших акционеров — 1 %, нужно просто разрешить предприятию безусловно списать этот 1 %, — размышляет генеральный директор компании по управлению активами «ТАСК-Инвест» Татьяна Жолнарская. — Как вариант, можно давать наследникам какое‑то время на обращение в акционерное общество, например, три-пять лет. Если же они не обращаются за своими акциями в течение этого срока — списывать их путем добавления пропорционально всем «живым» акционерам».