Десятая биеннале современного искусства Manifesta стартует 28 июня в Санкт-Петербурге. О том, что местом проведения проекта будет Государственный Эрмитаж, стало известно еще в феврале 2013 г. Юбилей биеннале намеревались совместить с 250‑летием музея. Критика выбора места началась сразу же.
Manifesta была основана в 1996 г. как площадка для радикального искусства. После дебюта в Роттердаме она заняла место в ряду с Венецианской биеннале и форумом Documenta — важнейшими некоммерческими арт-событиями мира. Каждый раз биеннале проходит в новом городе и, по замыслу организаторов, вникает в местный контекст и исследует болевые точки. Таковых в феврале 2013‑го в Санкт-Петербурге было достаточно. В январе было совершено нападение на музей Набокова — ответственность на себя взяли «петербургские казаки». За год до этого в городе был принят закон о запрете пропаганды гомосексуализма и педофилии.
Ситуация обострилась в марте этого года после аннексии Крыма. Тогда же группа художников из Амстердама (где базируется оргкомитет Manifesta) и Дюссельдорфа обратились с онлайн-петицией к куратору биеннале Касперу Кенингу, призвав его, а также других кураторов и участников выставки в знак солидарности с Украиной отказаться от проведения проекта в России. В ответ Кенинг заявил: «Я не считаю, что проведение биеннале в Санкт-Петербурге имеет что‑то общее с поддержкой политических решений, принимаемых в настоящий момент российским правительством. Мой контракт предполагает свободу творчества настолько, насколько она не противоречит законам РФ. Тем не менее мы не хотим выставлять что‑то, что сводилось бы к дешевой провокации».
«Заявление многозначительное, согласитесь», — говорит «Капиталу» галеристка и куратор Марина Щербенко. Ее галерея Bottega планировала представить на Manifesta проекты молодых украинских художников Даниила Галкина и Марии Куликовской. Но решив, что молчание в данном случае будет красноречивее любых слов или произведений искусства, Щербенко и ее художники объявили бойкот и отказались от участия в биеннале. «Manifesta с самого начала заявляла себя амбициозной, радикальной, экспериментальной площадкой. Но сегодня само проведение этой биеннале в современной России лишает ее радикальности. Да еще и куратор уже громогласно согласился со всеми законами РФ», — считает Щербенко.
С ней согласны и некоторые зарубежные коллеги. К примеру, от участия в главной выставке Manifesta отказался польский скульптор Павел Альтамер и российская творческая платформа «Что делать». «Эта Manifesta своей нечувствительностью к драматически меняющейся ситуации уже оттолкнула от себя большое сообщество тех, кто ее ценил в прошлом именно за это», — говорит один из основателей «Что делать» художник Дмитрий Виленский. Но вместо молчаливого бойкота его арт-группа выбрала проведение альтернативного проекта «Между молотом и наковальней». Он будет состоять из серии встреч, на которых поговорят российские и украинские художники (Никита Кадан, Николай Ридный и другие). Встречи пройдут сначала в Санкт-Петербурге и Москве, а осенью — в Киеве, Одессе, Харькове и Львове.
В подобной ситуации Manifesta уже оказывалась в 2006 г. Тогда биеннале должна была пройти в Никосии на Кипре, но местные художники посчитали, что к ним не относятся как к полноценным участникам процесса, и объявили бойкот. За три месяца до старта Manifesta переехала в Берлин. Из Санкт-Петербурга биеннале уже никуда не уедет: город выделил $ 4 с лишним миллиона на проведение мероприятия. В основной выставке, которая расположится в двух зданиях Эрмитажа, участвуют 50 авторов, в том числе — работы фовиста Анри Матисса и концептуалиста Йозефа Бойса, произведения живых классиков американца Брюса Наумана, немца Герхарда Рихтера и россиянина Павла Пепперштейна. Украину представят Алевтина Кахидзе с серией рисунков «В Африку гулять» и Борис Михайлов, который покажет фотопроект «Театр военных действий. Второй акт» о событиях на Майдане. В параллельной программе — 21 сольный проект, в основном от российских художников, и 36 групповых выставок. Продлится Manifesta до 31 октября.