Министерство энергетики и угольной промышленности не оставляет попыток снизить «зеленые» тарифы на солнечную электроэнергию. Не сумев провести через Верховную Раду соответствующий закон, Кабмин решил сделать это своим распоряжением.
Как все начиналось
В марте 2014 г. Минэнергоугля предложило снизить тариф на электроэнергию, которая производится солнечными электростанциями и закупается оптовым рынком электроэнергии. С этой целью оно разработало проект соответствующего закона, который был одобрен Кабмином и направлен в парламент. Свою позицию министерство мотивировало тем, что необходимо отменить скрытые преференции для владельцев солнечных электростанций и проводить политику, единую для всех производителей электроэнергии из альтернативных источников. Глава Минэнергоугля Юрий Продан заявлял, что солнечная энергетика в Украине была поставлена в очень комфортные условия благодаря наличию у нее влиятельного лоббиста Андрея Клюева. У 90 % солнечных электростанций оптовый энергорынок закупает электроэнергию по € 0,4653 грн за кВт·ч (примерно 7,5 грн), тогда как у атомных — по 30,23 коп.
Не торопятся
В Верховной Раде положения кабминовского законопроекта были объединены с другим документом, в котором шла речь об усовершенствовании расчетов за энергоносители. При рассмотрении документа в комитете по вопросам топливно-энергетического комплекса (ТЭК) было решено доработать часть, касающуюся тарифов на солнечную электроэнергию.
На минувшей неделе состоялось заседание парламентского комитета по вопросам ТЭК, на котором был согласован законопроект № 4596 о снижении тарифов, разработанный депутатами Верховной Рады Ярославом Москаленко и Владимиром Полочаниновым. Согласно проекту закона, предлагается снизить тарифы для солнечных электростанций вдвое. Однако это норма будет касаться не всех солнечных электростанций, а только тех, чья установленная мощность — более 10 МВт.
По словам руководителя отдела аналитики компании IBCentre Виктора Андриенко, всего в Украине мощность подключенных к сети солнечных станций составляет около 620 МВт, в том числе примерно 227 МВт мощностей находится в Крыму. При этом приблизительно 88 % всех действующих станций принадлежит компании Activ Solar и их мощность — свыше 10 МВт каждая. В то же время станции с установленной мощностью до 10 МВт имеют суммарную мощность всего около 72 МВт. «Собственно, эта норма в законодательстве (речь об уменьшении «зеленых» тарифов в два раза, предлагаемом законопроектом № 4596), которую хотят принять, направлена в первую очередь против станций компании Activ Solar», — отметил эксперт.
Кабмин принял решение о чрезвычайном положении в энергетике, и под это принимаются все решения, с помощью которых правительство пытается сэкономить каждую копейку в энергетике
По словам Андриенко, в процессе обсуждения предложений Минэнергоугля уменьшить тариф для солнечной энергетики было много протестов против того, чтобы снизить тариф для уже действующих станций. «Снижение законодательно гарантированных тарифов задним числом — большой удар по имиджу Украины. Инвесторы, в том числе и Activ Solar, для строительства станций привлекали кредиты крупных международных финансовых организаций, и снижение тарифа для уже реализованных проектов несет риски обращения международных кредиторов в суд с исками против государства Украина», — сказал он.
Хитрый ход
Согласно закону «Об электроэнергетике», тариф на солнечную электроэнергию вычисляется по формуле, в которой розничный тариф для потребителей второго класса напряжения умножается на пиковый коэффициент и затем — на коэффициент «зеленого» тарифа, прописанный в этом же законе. В депутатском законопроекте как раз и предлагается скорректировать коэффициенты «зеленого» тарифа. Однако спрогнозировать, будет ли поддержан этот законопроект в парламенте, невозможно. Поэтому Кабмин решил действовать, не дожидаясь корректировки соответствующего закона депутатами.
Сейчас появилась информация, что Кабинет министров еще 18 июня своим распоряжением скорректировал пиковый коэффициент, снизив его с 1,8 до 1,01. Таким образом, тариф для солнечных электростанций снижается практически вдвое. Примечательно, что это распоряжение не было обнародовано, о его существовании сообщил замминистра энергетики Вадим Улида в кулуарах парламента.
По словам Андриенко, представители Национальной комиссии, осуществляющей регулирование в сфере энергетики (НКРЭ), подтвердили ему, что есть такое распоряжение Кабмина, и комиссия, скорее всего, будет вынуждена его выполнить. «Вы же знаете, что правительство приняло решение о чрезвычайном положении в энергетике, и под это принимаются все решения, с помощью которых Кабинет министров пытается сэкономить каждую копейку в энергетике», — отметил он. По его мнению, Кабмин принял это решение потому, что снизить тарифы на солнечную электроэнергию путем принятия изменений к закону «Об электроэнергетике» ему пока не удается. «Многие депутаты прислушались к мнению участников рынка, и, как результат, поданные в Верховную Раду законопроекты в данный момент пробуксовывают, не набирая достаточного количества голосов», — объяснил собеседник.
Однако, по мнению независимых экспертов, распоряжение Кабмина юридически очень уязвимо, так как противоречит действующим законам, поэтому может быть легко опротестовано в судебном порядке.