Ритейлеры катастрофически теряют покупателей. За первые пять месяцев этого года продажи в натуральном выражении упали вдвое по сравнению с аналогичным периодом 2013 г., рассказал «Капиталу» генеральный директор группы компаний «Ультра» (сети Baldinini, Levi’s, Pierre Cardin, Lagerfeld и Guess) Андрей Макаров.
«Больше всего пострадали магазины, которые работают в сегменте выше среднего», — поясняет он. Директор по развитию сети «Люксоптика» Евгений Малев говорит, что в январе-июне продажи очков в сети магазинов Sunochki снизились на 30 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года.
Продажи снижаются из-за повышения цен. Сети приобретают свою продукцию за границей, поэтому девальвация национальной валюты отразилась на стоимости товаров, поясняет Макаров. Снижается и покупательная способность людей — большинство украинцев экономят.
«Средний чек в сети «Люксоптика» снизился на 10-15 %, до 300-350 грн», — добавляет Малев.
Именно поэтому в долларовом эквиваленте упали обороты большинства ритейлеров. Отложить покупки одежды и обуви украинцев заставило и военное противостояние в Донбассе.
«На востоке страны у нас находится около 20 % от общего количества магазинов», — отметил он и добавил, что в других регионах страны продажи также снижаются.
Для ритейлеров наблюдаемое падение продаж стало полной неожиданностью: многие из них планировали расширять сети. Например, ранее «Кари Украина» планировала открыть около 70 магазинов до конца 2014 г. «Но сейчас эти планы, естественно, приостановлены», — сожалеет Мазитов. Все свои силы игроки рынка направили на сохранение существующего бизнеса.
Требование времени
Снизить операционные затраты ритейлеры постарались за счет уменьшения расходов на аренду помещений. По рынку прошла волна заключения дополнительных соглашений к договорам аренды между ритейлерами и владельцами торговых центров. Игроки требовали привязать ставки к льготному курсу 8‑9,5 грн за один доллар, а также предоставить дополнительные скидки до 30‑40 % от первоначальной цены. «С торговыми центрами мы договорились о компромиссе по аренде помещений для 80 % наших магазинов», — признал Андрей Макаров. Если владельцы торговых центров отказывались идти навстречу, то ритейлеры без колебаний закрывали торговые точки. «Мы не смогли договориться с ними о приемлемых для нас условиях аренды», — сообщил изданию представитель одежной сети Lee Cooper, пожелавший остаться неназванным.
По словам директора отдела аренды девелоперской компании Arricano Юлии Счастливой, все переговоры с ритейлерами проводятся в индивидуальном порядке, и компания всегда старается достичь компромисса. «Найти сейчас замену арендатору очень сложно», — добавляет она. Но скидки арендаторам предоставляются на очень короткий срок — в среднем на три месяца, поэтому сети и торговые центры постоянно находятся в процессе переговоров.
Борьба за прибыль
Снижение арендных ставок не всегда удерживает ритейлеров от закрытия магазинов или сетей. Некоторые из них концентрируются на своих основных бизнесах, которые приносят прибыль. Например, «Интермода-трейд» (сети In Wear / Matinique, Naf-Naf, Minelli, Marela, Laurel, Claire's, «Интермода Трейд») закрыла обувную сеть Minelli (около 10 магазинов). Другие ритейлеры, как Helen Marlen Group, закрывают торговые точки и делают упор на развитие интернет-магазина. Иногда сети принимают половинчатые решения: количество магазинов не сокращается, но уменьшается арендуемая площадь. Группа компаний «Ультра» сократила площадь магазина Lagerfeld в торговом центре Sky Mall с 200 до 100 кв. м, а Guess — с 240 до 150 кв. м.
Массовые распродажи
Принятые меры не спасли операторов рынка от вынужденных ранних распродаж. Если в прошлом году они начались в июле, то в этом году — в мае. Многие ритейлеры предлагали скидки на новые коллекции в размере от 30 до 50 % от первоначальной цены. «Продавать товары без скидок практически нереально», — заявлял ранее «Капиталу» совладелец компании Zeebra (сети Butlers, Six, I am, Glossip) Дмитрий Ермоленко. Сейчас сети готовы пожертвовать своей наценкой — лишь бы не остаться с затоваренными складами в конце сезона.
Нынешнее лето — последний сезон массовых распродаж и относительно большого ассортимента: осенью ритейлеры его сократят. «Мы уменьшили его наполовину», — признается Андрей Макаров. Максим Мазитов добавляет, что Kari также сократит закупки новых коллекций.