Высший хозяйственный суд Украины 7 июля рассмотрит дело о споре за нефтепровод, по которому российская «Транснефть» прокачивает дизтопливо в Украину и Венгрию. В многолетней борьбе за право владения этим инфраструктурным объектом может быть поставлена точка.
Долгие споры
Расположенные на территории Украины части нефтепроводов «Самара — Западное направление» и «Грозный — Армавир — Трудовая» общей протяженностью более 1,2 тыс. км, парк для хранения нефтепродуктов емкостью свыше 124 тыс. куб. м, станции налива нефтепродуктов в Новоград-Волынском и другая инфраструктура находятся в собственности компании «ПрикарпатЗападтранс» (Ровенская обл.) — дочерней структуры российского оператора магистральных нефтепроводов ОАО АК «Транснефть». Предприятие занимается прокачкой дизельного топлива от российских и белорусских производителей в Украину и далее в страны Евросоюза, в частности Венгрию.
Спор между Генеральной прокуратурой Украины и российской «Транснефтью» за «ПрикарпатЗападтранс» ведется еще с 2005 г. Хозяйственный суд Ровенской области в 2011 г. своим решением передал нефтепроводы из владения российской компании в собственность государства Украина (в лице Фонда государственного имущества), но в апреле 2014 г. Апелляционный хозяйственный суд Ровенской области отменил это решение и прекратил производство по делу. После чего и последовала кассационная жалоба прокуратуры Ровенской области в Высший хозсуд.
Хорошая компания
По итогам 2013 г. «ПрикарпатЗападтранс» показал убыточную работу: выручка составила 1,05 млрд руб., затраты — 1,77 млрд руб., из которых 946 млн руб. — себестоимость и 722 млн руб. — компенсация потерь.
Но по мнению замдиректора научно-технического центра «Психея» Геннадия Рябцева, эта компания — привлекательный объект. «Любой действующий продуктопровод — достаточно серьезный объект для вложения средств и получения прибыли», — сказал он. Эксперт отметил: через продуктопроводы Украина получала из России до трети потребляемого дизельного топлива: «И от того, насколько хорошо работал наливной терминал в Новоград-Волынском, нередко зависела стабильность отечественного рынка нефтепродуктов».
Мощность «ПрикарпатЗападтранса» позволяет в год транспортировать около 1,7 млн т солярки в Украину, что составляет примерно треть годового потребления нашей страны. По трубопроводу «ПрикарпатЗападтранса» перекачивается в основном популярное в Украине дизтопливо стандарта Евро-3, и оно дешевле, чем украинский аналогичный продукт, пояснил Рябцев.
Он также добавил: если производителя и потребителя разделяют более 300 км, то транспортировка топлива трубопроводным транспортом выгоднее, чем автомобильным или железнодорожным. В то же время Рябцев сомневается, что Украине удастся вернуть эти трубопроводы в свою собственность.