Высокие цены переориентировали структуру спроса на дешевое топливо. В мае через сети автозаправочных станций было продано 212,7 тыс. т бензина, что на 20,7 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года, свидетельствуют данные Государственной службы статистики. Это рекордное падение спроса за последние несколько лет. На 8,7 % — до 142,8 тыс. т — упала и реализация дизельного топлива. А вот продажи сжиженного газа выросли на 17,2 % — до 39,4 тыс. т. При подсчетах Госстат не учитывал Крым и Севастополь.
Выиграл «Приват»
Основная причина падения спроса — резкое удорожание топлива, начавшееся в феврале. «Цены выросли, доходы населения — нет», — поясняет директор «Консалтинговой группы А-95» Сергей Куюн. По его данным, с начала года цена на бензин поднялась более чем на 40 % — до 15,24 грн за литр, а на дизтопливо на более чем 50 % — до 14,7 грн за литр.
Пик роста пришелся на апрель, но после того как курс гривны по отношению к доллару стабилизировался, произошел небольшой откат и цены замерли.
Именно из‑за низкой стоимости популярность сжиженного газа выросла. Больше всего пропан-бутан оценили автолюбители Харьковской (потребление выросло на 78 %) и Херсонской областей (65 %).
Снижение продаж бензина, по словам аналитика UPECО Александра Сиренко, коснулось всех розничных торговцев за исключением тех, кто реализует топливо по ценам ниже среднерыночных. «По нашим данным, 20‑40 % розничных клиентов перетянули на себя «приватовские» заправки (бренды «Авіас», «Авіас плюс», «УкрНафта», «Укртатнафта», «Мавекс» и др., всего около 1,6 тыс. АЗС; контролируется губернатором Днепропетровской области олигархом Игорем Коломойским. — «Капитал») и БРСМ (подконтрольна экс-министру энергетики и угольной промышленности Эдуарду Ставицкому. — «Капитал»), — говорит Сиренко. Если год назад на долю АЗС, принадлежащих группе «Приват», приходилось 25 % клиентов, то сейчас около 30‑35 %. Эксперт уточняет, что литр бензина на этих заправках на 1,2‑1,4 грн дешевле, чем у других операторов.
На Донбассе АЗС закрывают
Особняком стоит проблема Донбасса. Этот регион всегда привлекал розничных операторов, потому что входил в пятерку лидеров по потреблению топлива. Но из‑за вооруженных столкновений, по данным Госстата, в Донецке продажи бензина в мае упали на 40 %, в Луганске — на 35 %. Для сравнения, в расположенной рядом Днепропетровской области, реализация бензина сократилась в пределах падения рынка — на 20 %.
«Капитал» уже писал, что работа розничных операторов в зоне вооруженных столкновений осложнена. Не всегда бензовозы могут доехать до места назначения —по дороге их конфискуют и используют для укрепления баррикад. Часто сторонники самопровозглашенных Донецкой и Луганской народных республик грабили АЗС. Поэтому многие розничные операторы предпочитают останавливать работу в городах, контролируемых активистами ДНР и ЛНР. Например, в Лисичанске (Луганская область) сейчас не работает ни одна заправочная станция.
Как только города освобождаются украинскими военными, поставки топлива возобновляются. «Сейчас вынужденно приостановлена работа АЗС в Славянске, Краматорске, Кировске, ряде городов Луганской области. Но мы отмечаем и позитивные сдвиги. На днях была возобновлена работа четырех автозаправочных комплексов нашей сети: в Донецке, Красном Лимане и двух в Свердловске», — рассказывает генеральный директор сети АЗС «Параллель» (контролируется олигархом Ринатом Ахметовым. — «Капитал») Елена Хилиенко.
В Донецком регионе работает пять заправок Shell: три в Донецке, одна — в Горловке и одна — в Красноармейске, сообщает директор по продажам и операционной деятельности сети АЗС Shell Александр Лисниченко. «Если рядом велись силовые действия, временно закрывалась каждая из них», — отмечает он.
Крымские приключения
Если бы в своих подсчетах Госстат учитывал показатели Крыма и Севастополя, то цифра падения продаж была бы большей, считают опрошенные «Капиталом» эксперты. Поставки топлива в этот регион достаточно трудно наладить.
Усложняет работу и существующая законодательная путаница. Например, ставки НДС в Крыму пересматривались несколько раз. Сегодня они составляют 2‑4 % и 10‑18 %. Причем не ясно, в каких случаях платится меньше, а в каких больше, так как постановление, которым вводились ставки 2‑4 %, не было опубликовано. Сказывается и провал туристического сезона в Крыму.
Как сообщил агентству «Интерфакс-Украина» Юрий Кучабский, вице-президент компании «Галнафтогаз» (управляет сетью АЗС «ОККО»; контролируется бизнесменом Виталием Антоновым. — «Капитал») , продажи на их крымских АЗС сейчас низкие. «Маржа также ниже, чем хотелось бы», — признал он. Кучабский добавил, что если появится покупатель, то «Галнафтогаз» продаст свою сеть крымских АЗС. Ранее сообщалось, что в Крыму на продажу выставлены российская сеть «ЛУКОЙЛ» и местные «ТЭС», «АТАН», «Современник».
Лисиченко сообщил «Капиталу», что работа 22 автозаправок сети Shell на полуострове временно остановлена. «ООО «Альянс Холдинг» (оператор сети Shell в Украине) ведет переговоры об аренде АЗС с юридическим лицом, зарегистрированным в Крыму», — пояснил он.
Тяжелое бремя
На падение спроса розничные операторы отреагировали сокращением программ развития. «В текущем году в наши планы по расширению сети входит строительство и реконструкция не более 50 АЗС, вместо предусмотренных ранее 98», — рассказывает Сергей Корецкий, генеральный директор ООО «ВОГ РИТЕЙЛ» (управляет сетью заправок WOG; контролируется народными депутатами Игорем Еремеевым и Степаном Ивахивым. — «Капитал»).
Игрокам рынка придется искать другие методы оптимизация бизнеса. «Нормализовать спрос может возврат к докризисным ценам, но в обозримой перспективе это не просматривается», — говорит Куюн. Рост мировых котировок на нефть и нефтепродукты заставил операторов задуматься об очередном повышении цен на топливо.
Уже вчера, по данным компании «А-95», цены литра бензина в сетях «Маршал», «ЛУКОЙЛ», «Маркет» и «Укр-Петроль» поднялись на 20‑30 коп. В компании считают, что в первой декаде июля среднерыночная цена бензина А-95 вырастет до 16,23 грн за литр, а дизтоплива — до 15,13 грн за литр. «Думаю, вскоре мы станем свидетелями ухода с рынка ряда игроков, которые не смогут далее продолжать деятельность из‑за снижения продаж и маржи, — заключает Куюн. — Кризис 2008‑2009 гг. «унес» три крупные сети. Нынешний кризис такой же».