Россия пытается расширить карту полетов из аннексированного Крыма. Правительство Севастополя планирует создать на условиях частно-государственного партнерства местную авиакомпанию «Севастополь-Авиа». Она будет заниматься пассажирскими перевозками из местного аэропорта «Бельбек», рассказывает и. о. губернатора Севастополя Сергей Меняйло. Детали проекта в пресс-службе севастопольского правительства сообщить отказались.
Хотят мягкой посадки
16 июня правительство России решило, что «Бельбек» станет аэропортом двойного назначения (для военных и гражданских нужд. — «Капитал»). Ранее аэродром использовался россиянами только в качестве военного. «Нужно сделать там современный аэровокзал, современный терминал и нормальную взлетную полосу. А то, когда сейчас на нее садишься, есть ощущение, что по ухабам едешь», — раздавал поручения премьер-министр России Дмитрий Медведев. По словам Меняйло, уже в июле «Бельбек» будет готов принимать гражданские рейсы, и уже есть договоренности с двумя российскими компаниями-перевозчиками.
Создание новой авиакомпании позволит России уменьшить проблемы с транспортной доступностью Крыма. На днях вице-президент Ассоциации туроператоров России Илья Уманский сообщил, что отели Крыма по итогам года не досчитаются 50 % туристов. Сейчас они загружены вообще на 30 %. По словам Уманского, основная проблема заключается в отсутствии транспортных перевозок в большом объеме. Как ранее писал «Капитал», в марте Украина запретила летать Крымом украинским авиакомпаниям. Крымская переправа, соединяющая Россию с полуостровом, не может удовлетворить существующий спрос. Железнодорожного сообщения между полуостровом и Крымом практически нет.
Местную авиакомпанию создают для ухода от рисков возможных санкций со стороны IСAО и Евроконтроля — существующим международным авиакомпаниям, в т. ч. и российским, летать в Крым не выгодно, учитывая слабый пассажиропоток и большие юридические риски, объясняет директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. Директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий оценивает минимальную сумму, необходимую для старта новой авиакомпании, в $ 10 млн.
Быстро не получится
Оптимистичные планы чиновников могут не реализоваться по двум причинам. В России очень сложно получить необходимый для начала полетов сертификат эксплуатанта. Руководитель аналитической службы отраслевого агентства «Авиапорт» (Россия) Олег Пантелеев отмечает, что в России можно сосчитать на пальцах одной руки созданные за последнее время компании, поскольку много сложностей с получением сертификата эксплуатанта. «Если этот процесс [получение сертификата] будет проходить в нормальном режиме и без политического давления, то создания новой авиакомпании можно ожидать ближе к следующему году», — разочаровывает он севастопольских чиновников.
Но даже наличие сертификата эксплуатанта не гарантирует старта полетов. Как объясняет Пантелеев, после получения «Бельбеком» статуса объекта двойного назначения последует достаточно большой объем работы, чтобы довести аэродром и всю необходимую инфраструктуру до уровня сертификационных требований (решить вопросы авиабезопасности, оборудовать пассажирский терминал и прочее). На это уйдет не один месяц, скорее всего, полтора-два года.
«Учитывая, что оккупанты плевать хотели на все международное законодательство, а у мирового сообщества нет политической воли что‑то запрещать России в области авиационного сообщения из‑за собственных финансовых потерь, они смогут выполнять рейсы из «Бельбека» в Россию», — говорит исполнительный директор компании «Аэроджет» Анатолий Мазуренко.
«Бельбек» был военным аэродромом, поэтому вероятность его международно-правового признания как полноценного гражданского аэропорта, учитывая оккупацию и непризнанный статус Крыма, близка к нулю. Сергей Вовк уверен, что ситуация в итоге окажется такой, как в Сухуми, куда пару раз в год летает непонятный борт с непонятными стандартами безопасности.