Донецкой группе «Донецксталь» не хватает средств на завершение модернизации сталеплавильного производства Донецкого металлургического завода, в которую уже вложено более 1,7 млрд грн. «Предприятие не может закончить реконструкцию из‑за общественно-политической ситуации в стране, — рассказал мэр Донецка Александр Лукьянченко. — Недостаточно кредитных ресурсов, осталось вложить порядка $ 20 млн, чтобы закончить комплектацию оборудования». Мол, банкиры согласны дать средства, но «ситуация, которая сегодня сложилась на юго-востоке, не позволяет в самое ближайшее время этот вопрос решить».
Плохая ликвидность
На самом предприятии на контакт с «Капиталом» не вышли и на запрос о том, действительно ли так все плачевно, не ответили. По мнению аналитика компании Eavex Capital Ивана Дзвинки, если «Донецксталь» не располагает суммой в $ 20 млн, чтобы завершить модернизацию производства, вероятно, у группы имеются серьезные проблемы с ликвидностью. Эксперт считает, что при относительно благоприятных обстоятельствах такой объем средств компания могла бы взять без привлечения кредитных средств из собственной операционной прибыли.
По данным Dragon Capital, в последние годы выручка от реализации «Донецкстали» существенно снизилась. Например, если в 2009 г. она составляла $ 917 млн, то в 2013 г. показатель стал самым низким за последние пять лет — всего $ 1,6 млн. При этом капитальные затраты в прошлом году стали самыми высокими за последнюю пятилетку — $ 236 млн. Правда, рентабельность компании по EBITDA все еще оставалась положительной — 17,8 % в 2013 г. согласно ее отчету.
Если проанализировать производственные достижения компании, то станет ясно, что сталь она практически не выпускает. И в прошлом году этот показатель был самым низким с 2009 г. — 3 тыс. т. «Донецксталь» изготавливает преимущественно угольный концентрат (выпуск в 2013 г. составил 4,8 млн т), кокс (2,35 млн т), а также чугун (1,38 млн т). Причем в 2012‑2013 гг. упор делался на производство угольного концентрата, который востребован как в Украине, так и за рубежом. Так, если в 2011 г. было выпущено 2,73 млн т этой продукции, то в 2012 г. — уже 4,91 млн т.
Помешали китайцы
Помешать завершению модернизации могли некоторые обстоятельства со сбытом продукции, предполагает Дзвинка. «Донецксталь» была одним из крупнейших экспортеров кокса в СНГ до того, как Китай в начале 2013 г. отменил свои 40 %-е экспортные пошлины на коксохимическую продукцию и почти в пять раз увеличил ее экспорт в 2013 г.», — отмечает эксперт. Это вынудило украинского производителя сократить экспорт данной продукции на четверть и могло поставить его в затруднительное положение.
Кроме того, у группы имеется существенная проблема с просроченной кредитной задолженностью. В 2007‑2008 гг. компания активно проводила заимствования в зарубежных банках. После 2011 г. ей удалось реструктуризировать долг свыше $ 700 млн. Например, в 2013 г. «Донецксталь» привлекла синдицированный кредит $ 225 млн и $ 275 млн со сроком погашения через три и пять лет по приемлемым ставкам 6,5 % и 7,5 %. Организаторами сделки стали ING Bank N. V. (Нидерланды), ИНГ Банк Украина, Unicredit Bank AG (Германия), Уксоцбанк (группа Unicredit), VTB Bank (Франция) SA, VTB Bank (Германия) AG, Raiffeisen Bank International AG (Австрия), Райффайзен Банк Аваль, также East-West United Bank S. A. (Люксембург).
Заемщиками стали компания «Донецксталь» и Energotrading Ltd. Кредит был обеспечен залогом экспортных контрактов, залогом экспортной выручки и денежными средствами на текущих счетах компании, а также поручительствами основных операционных компаний «Донецкстали». Эти средства инвестор группы Виктор Нусенкис планировал потратить на покрытие уже имеющихся кредитов, чтобы дальше заимствовать на развитие бизнеса.
Затянувшаяся модернизация
В апреле 2012 г. Донецкий металлургический завод остановил последний мартен. На месте шести мартеновских печей, по задумке владельца, должна была появиться современная дуговая электросталеплавильная печь (ДСП). Ее взялась изготовить австрийская компания Siemens VAI. Мощности печи должны были практически удвоиться в результате реконструкции — с 1 до 1,8 млн т. Новая технология сократила бы выброс вредных веществ в атмосферу в сравнении с мартеновским производством в 3,5 раза, а природного газа потребовалось бы в 10 раз меньше, говорил менеджмент предприятия еще в 2008 г.
Но не сложилось. «Программу реконструкции производства «Донецксталь» не единожды переносила. Ранее предполагалось, что закрытые накануне Евро-2012 мартены в центре Донецка будут заменены электродуговыми печами в 2013 г., — говорит Дзвинка. — Затем эти планы были перенесены на начало 2014 г, а сейчас вероятно, это не произойдет и к концу этого года».
Ненадежный актив
Иван Дзвинка не исключил вариант последующей продажи «Донецкстали», когда регион будет более благоприятным для ведения бизнеса. «Компания могла бы быть интересна и Ринату Ахметову, и корпорации ИСД; в последней, однако, сейчас очень непростое финансовое состояние. Вероятно, «Донецксталью» заинтересовались бы и российские инвесторы, но после затухания вооруженного конфликта на востоке страны», — допускает эксперт.
В «Метинвесте» «Капиталу» не подтвердили наличие интереса к активам «Донецкстали» в настоящее время. Все опрошенные аналитики считают, что по той же причине — нестабильности на востоке Украины — банки воздерживаются даже от минимального кредитования группы, потому что не уверены не только в возврате средств, но даже в их успешной доставке заемщику.