Министерство транспорта США затягивает подписание с Украиной соглашения об открытом небе. Об этом «Капиталу» сообщил высокопоставленный источник в Кабинете министров. «Они косятся на подписание соглашения о едином авиапространстве с Европейским союзом», — объясняет он причину задержки.
Официально в Государственной авиационной службе не подтверждают и не опровергают эту информацию. «Американская сторона внимательно отслеживает ход событий вокруг соглашения о едином авиапространстве и [ранее] отмечала положительное влияние от его подписания на дальнейший переговорный процесс по заключению соглашения об открытом небе с США», — письменно ответила Госавиаслужба на запрос «Капитала».
Свою версию соглашения об открытом небе Украина предоставила Соединенным Штатам еще в октябре. Но ответ до сих пор не получен. Напомним, что подписать «открытое небо» планировали еще до конца 2013 г. «Все технические аспекты с Федеральной авиационной администрацией США согласованы, сейчас идут переговоры о сроках (парафирования. — «Капитал»)… Вполне реально, что это может произойти уже в нынешнем году», — уверял «Капитал» в конце октября 2013 г. Александр Вилкул, в то время занимавший пост вице-премьер-министра.
Ни к чему
Сейчас взаимоотношения в авиаотрасли между Украиной и США регламентируются Соглашением о воздушном сообщении от 5 июня 2000 г. В соответствии с документом, 18 прямых еженедельных рейсов между Украиной и США могут выполнять не более четырех авиакомпаний. При этом ни одна сторона не воспользовалась в полном объеме этими возможностями. Единственный авиаперевозчик, который совершает прямые рейсы между странами, — «Международные авиалинии Украины». С апреля 2014 г. МАУ выполняют семь еженедельных рейсов Киев — Нью-Йорк. Таким образом, остаются незаполненными как минимум 11 еженедельных частот.
В Украине только у трех авиакомпаний есть дальнемагистральные самолеты, которые позволят совершать беспосадочные перелеты между Украиной и США — МАУ, Windrose и «Авиалинии Харькова». Гендиректор Windrose Владимир Каменчук на вопрос о том, будет ли летать его перевозчик в США в случае подписания соглашения, ответил, что «все может быть». Размыто ответили и в «Авиалиниях Харькова». «Конкретных планов по открытию рейсов в Америку у авиакомпании нет, но в долгосрочной перспективе курортные направления США представляют некий интерес», — письменно сообщила пресс-служба авиаперевозчика на запрос «Капитала». МАУ не успели предоставить комментарии до сдачи номера в печать.
Ни много ни мало
Летать на регулярных маршрутах в США выгодно только МАУ, считает заместитель коммерческого директора авиакомпании «ЮТэйр-Украина» Владимир Катерный. Модели бизнеса Windrose и «Авиалинии Харькова» рассчитаны на чартерные перевозки. Не имея транзитного потока, им не имеет смысла открывать регулярные рейсы на дальнемагистральные направления в США, поясняет собеседник.
Украинские авиакомпании получили бы реальную выгоду от подписания данного соглашения, если бы им разрешили выполнять каботажные рейсы (перевозка самолетами компании из одного государства в пределах другого. — «Капитал») между городами США. «В этой стране большая конкуренция на внутренних перевозках, особенно на регулярных. В то же время в сегменте чартерных внутренних перевозок у украинских игроков есть шансы помериться силами с американскими. Наша авиакомпания попробует работать на их рынке, переговоры на эту тему мы уже ведем», — отмечает исполнительный директор компании «Аэроджет» Анатолий Мазуренко. Но председатель Госавиаслужбы Денис Антонюк сетует, что каботаж пока не предусматривается обсуждаемым соглашением.