Інтереси

психология

Формула управления. Неконтролируемые ситуации подавляют волю и часто приводят к затяжному стрессу

Неконтролируемые ситуации подавляют волю и часто приводят к затяжному стрессу сотрудников
В условиях постоянного неконтролируемого стресса сотрудники не понимают, как соответствовать требованиям начальника, и считают, что самый простой выход для них — сменить место работы
Фото: Fotobank.ua

В 1913 г. в лаборатории академика Павлова у подопытной собаки вызывали «экспериментальный невроз». Животное сначала учили различать круг и эллипс. Когда собака выбирала круг, ее поощряли едой, когда эллипс — нет. Вскоре подопытная быстро стала отличать их друг от друга. Но потом начали видоизменять эллипс, чтобы он с каждым разом все больше походил на круг. Когда собака перестала различать фигуры, у нее пропали условные рефлексы и ранее приобретенные навыки, исчез аппетит, появилась беспорядочная двигательная активность, она начала лаять и визжать. При этом она не испытывала физических страданий, голода или боли. Единственным фактором, травмировавшим психику животного, оказалась невозможность установить контроль над ситуацией.

По этическим причинам подобные опыты с людьми, конечно, не проводятся. Но в нашей жизни и без того хватает историй, когда потеря контроля над происходящим приводит к неврозу. К примеру, всем знакома ситуация: экзаменатор слушает студента, но не дает понять, правильно ли тот отвечает. И студент начинает нервничать.

Бывает, в трудной ситуации человек просто не знает, как реагировать. Каждого когда‑то вызывали на ковер к самому высокому начальству. Ожидание неизвестного — повышения, увольнения, похвалы или разноса — заставляет нервничать. В этот момент происходит выброс в кровь кортизола и адреналина, сердце начинает колотиться. Это и есть неконтролируемый стресс, возникающий в ситуации, к которой невозможно приспособиться, невозможно избежать и, самое главное, предсказать. Непредсказуемость и непрогнозируемость здесь — крайне негативные факторы. Этот тип стресса может быть самым опасным.

Нельзя помиловать

Неконтролируемый стресс не одну сотню и даже тысячу лет использовался для управления большими и малыми коллективами. Один из примеров — знаменитая античная децимация, когда вместо выявления и наказания виновных или зачинщиков казнили случайным образом выбранных людей.

Директивная форма воздействия довольно широко распространена. Чем больше власть, тем шире возможности для применения этого метода. Как бы ни ценились креативные или связанные с компетентностью качества работника, часто оказывается, что для руководителя управляемость — главное достоинство подчиненного.

Нередко мы видим, как неконтролируемость реакций руководителя внедряется системно для подавления воли подчиненного. Например, если шеф недоволен работником, как бы тот ни выполнил задание, у сотрудника развивается постоянный неконтролируемый стресс. Он деморализован и теряет волю, не понимая, что нужно делать, чтобы соответствовать требованиям начальника. Так он попадает в замкнутый круг, и убеждается, что не сможет освободиться от разрушительного влияния босса. В такой ситуации сотруднику кажется, что самый простой выход — сменить место работы. Психологу на консультации часто приходится выслушивать о подобных ситуациях на рынке труда. Но этот стресс создается руководителями искусственно.

Такой метод опасен для психического и физического здоровья тех, на ком он практикуется, но весьма эффективен при любом воздействии на человека: в воспитательных технологиях, в том числе семейных; управленческом искусстве; подготовке спортивной команды; управлении воинским подразделением и, конечно, государством.

Удобные кадры

Любым человеком, попавшим в неконтролируемую им ситуацию, легче управлять. Именно поэтому так распространена практика брать на работу людей до тридцати. Чем старше человек, тем с большей вероятностью он может претендовать на собственное видение и не станет слепо следовать указаниям руководства. А молодого сотрудника ставят на место очень быстро, разными способами помещая его в ситуацию неконтролируемого стресса.

Такой подход знаком нам еще со школьной скамьи. Педагоги часто занижают оценки непослушным школьникам и шалунам. Всегда можно неожиданно вызвать непоседу к доске и задать вопрос, на который он не знает ответа. Очевидное несоответствие между качеством ответа и полученной оценкой, напрасные попытки понять, что же именно хочет учитель, вызывают у активного ребенка депрессивнообразное состояние, следствием которого является изменение двигательной активности. Тогда ученик перестает вертеться и болтать на уроке. Так учитель достигает поставленной цели — увеличивает управляемость всем классом. Эта модель взаимодействия с воспитанниками в детских учреждениях неправомерно широко используется как раз из‑за того, что педагоги уверены: их первоочередная задача — контролировать и управлять детьми, а не развивать в них свободную личность.

Хуже не будет

В ответ те, кто находится под прессингом руководителей, для создания внутреннего ощущения контролируемости часто выбирают различные формы рискованного поведения — драки, курение, употребление психоактивных веществ. Так они пытаются справиться со стрессом и вызвать субъективное чувство управления ситуацией. В результате подростки из «приличных семей» становятся преступниками. Они смещают свою активность в те области, где контроль над ними невозможен.

Вторая распространенная реакция на подобную воспитательную систему, включающую изощренное психологическое насилие, — формирование состояния выученной беспомощности. Это ощущение, что от тебя ничего не зависит. В таких ситуациях принято говорить: ничего не поделаешь, я сам во всем виноват. В итоге получаем безынициативного, но управляемого работника.

Противостоять неконтролируемому стрессу помогут любые занятия, выбранные самостоятельно и доставляющие удовольствие и радость. Они дадут ощущение, что вы остаетесь хозяином своей жизни

Людей, в отличие от животных, необязательно даже подвергать непредсказуемому и неконтролируемому насилию лично. Они способны усваивать чужой опыт и даже передавать его от поколения к поколению. Огромные сообщества и целые страны могут сохранять пассивность и философию «как бы не было хуже». Эти особенности человеческой психики используют бандиты, проходимцы и диктаторы. Ведь их неограниченные возможности получить власть и богатство основаны во многом на нежелании среднестатистического гражданина защищать свои интересы, улучшать собственное положение.

Полный контроль

Распространенный способ контролировать и подавлять в семье — это когда, например, муж полностью обеспечивает жену, не пускает ее на работу, дает ей деньги, но требует предъявления всех чеков. О таком часто приходится слышать на психологической консультации. Жена уверяет себя, что формально поводов жаловаться нет, но необходимость постоянно давать отчет приводит ее если не к психическим расстройствам, то к потере радости и удовольствия — точно. Ее способность разумно тратить деньги подвергается постоянному сомнению и в любой непредсказуемый момент может оказаться под шквалом критики.

Полное послушание — приемлемая стратегия поведения только для очень маленького ребенка. Но и он примерно в три года переживает первый возрастной кризис, связанный с попытками самостоятельного поведения.

Психолог Бруно Беттельгейм, бывший узник нацистских трудовых лагерей, видел немало примеров того, как нацисты занимались «перевоспитанием личности», подавляя волю заключенных через неуправляемый стресс. В своей книге «Психология господства и подчинения» Беттельгейм рассказал историю о том, как однажды эсэсовец, надзиравший за командой заключенных евреев, решил наказать двоих, которые, по его мнению, сачковали. Он заставил их лечь в канаву и приказал заключенного поляка закопать провинившихся живьем. Тот отказался. Эсэсовец избил поляка и скомандовал ему занять место заключенных в канаве. Понадеявшись на спасение, те стали бросать землю на своего товарища. Когда голова поляка уже была еле видна, эсэсовец велел им остановиться, выкопать его обратно и снова лечь в канаву. На этот раз поляк не стал упираться и выполнил приказ. Когда пять минут спустя эсесовец распорядился отрыть заключенных, один уже был мертв, а другой умирал.

Беттельгейм, который был свидетелем множества подобных ситуаций, предлагает методы противостояния навязыванию чужой воли. Это не сеансы массовой психотерапии, а вполне конкретные действия, которые помогут каждому, кто оказался в ситуации неуправляемого стресса.

Не нужно иллюзий — сделать в такой ситуации можно не так уж много. Но вполне по силам сохранить критическое осмысление происходящего, если следовать собственным правилам и защищать свои интересы независимо от того, противоречат они коллективным или совпадают с ними.

Любые самостоятельные действия, будь то занятия спортом, благотворительность или участие в социальных проектах, защитят в такой ситуации и укрепят целостность личности, сохранят самоуважение и достоинство даже тогда, когда активное противодействие системе невозможно. Развивать способность к самовосстановлению, ценить простые удовольствия, посвящать часть своего времени заботе о других, поддерживать связи, учиться видеть хорошее, не забывать чувствовать радость — любое из этих занятий, но с непременным условием, что оно выбрано самостоятельно, способно вернуть ощущение, что вы остаетесь хозяином собственной жизни.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама