В прошлую пятницу Верховная Рада приняла закон о «минимизации негативного влияния на стабильность банковской системы». Документ вносит изменения в восемь различных законов Украины, среди прочего расширяя полномочия Нацбанка и Фонда гарантирования вкладов. Государство намерено жестче контролировать банки и иметь большую свободу применять санкции.
Жестким курсом
Полномочия банковского регулятора и фонда будут существенно расширены. Согласно документу, Фонд гарантирования будет иметь право проводить проверку в банке еще до признания его неплатежеспособным, просто признав банк проблемным. Основанием для этого может стать невыполнение обязательств перед вкладчиками или кредиторами в течение более чем пяти дней. К проблемному Нацбанк может отнести даже то финучреждение, доля проблемных кредитов которого превышает 40% от общих активов. В группе крупнейших банков большинство имеют 20-30% проблемных кредитов. К примеру, объем негативно классифицированных активов Укрсоцбанка по отношению к общему объему его кредитных операций на 1 апреля 2014 г. составлял 35,7%.
Согласно новому документу, банк также может быть отнесен к категории проблемных, если на протяжении месяца больше двух раз допустил снижение адекватности регулятивного капитала на 5 % и более. Ранее критичным считалось снижение на 10 % и более. Национальным банком норматив адекватности капитала установлен на уровне 10 %. При этом на 1 июня средний показатель банковской системы достигал всего 15,2 %.
«С такими критериями любое украинское финансовое учреждение может быть признано проблемным. Принятие закона позволяет чиновникам НБУ оказывать неограниченное давление на руководство банков», — считает старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец.
Теперь Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) может забрать у собственников банк, если он грубо и систематически нарушает законодательство в сфере наличного оборота, отмывания денег и финансирования терроризма.
В четыре раза выросли также требования к банковскому капиталу. Для вновь создаваемых финструктур минимальный размер уставного капитала увеличен с 120 млн грн до 500 млн грн. Действующим банкам дали десять лет, чтобы соответствовать новым требования. Докапитализация необходима 75 % банковского рынка. В Украинском кредитно-банковском союзе новую норму считают недостаточно взвешенной. «Изменения приведут к вынужденному прекращению деятельности малых и средних банков», — отреагировали в банковской ассоциации. С другой стороны, более жесткие правила помогут снизить количество потенциальных банкротств среди финучреждений. «Государство хочет получить больше свободы для принятия решений. В демократическом обществе это может быть нормальной процедурой, в недемократическом — может возникнуть государственное рейдерство», — отмечает партнер юридической фирмы Integrites Всеволод Волков.
Спасательный круг
В документе также появился механизм создания так называемого переходного банка. Решение о формировании такого финучреждения принимает Фонд гарантирования вкладов физлиц и передает ему все или часть активов неплатежеспособного банка. Создание такого банка, выпуск его акций, выдача ему лицензий проходит по упрощенной процедуре. Упрощена процедура и самой покупки инвестором неплатежеспособного банка. В то же время закон не предусматривает конвертацию депозитов в акции банка или облигации без согласия клиентов. На это не дал согласия Международный валютный фонд (МВФ), о чем говорится в сравнительной таблице к законопроекту. Создание такого финучреждения — одна из возможностей спасения неплатежеспособных банков. С начала года НБУ признал уже 11 финучреждений неплатежеспособными, пока ни один их них не удалось спасти. Закон в нынешней редакции работает только на ликвидацию банков, а для их реабилитации механизмов практически нет, отмечал ранее заместитель директора-распорядителя ФГВФЛ Андрей Оленчик.
в 4 раза увеличено требование к капиталу банков
Еще один способ спасения банков, предложеный законом, — за счет государства. В спасении неплатежеспособного финучреждения может быть задействован или Кабинет министров, или банк, в котором государству принадлежит более 75 % акций. В первом случае спасать банк будут за счет бюджета, во втором — за счет денег госбанка. После того как принято решение спасать банк за государственный счет, ФГВФЛ проводит допэмиссию акций неплатежеспособного банка. Минфин или госбанк может или приобрести акции допэмиссии неплатежеспособного финучреждения, или обменять эти акции на облигации внутреннего государственного займа.
Третий не лишний
Документ неоднозначно был воспринят как депутатами, так и банкирами. Хотя из закона и была исключена спорная норма о том, что собственники банков отвечают всем своим имуществом по обязательствам финучреждения, закон был принят лишь с третьей попытки. Перед первым голосованием первый заместитель председателя комитета по вопросам финансов и банковской деятельности Алексей Кайда сделал особый акцент на значении закона для получения финансирования от международных кредиторов. После первого неудачного голосования выступил заместитель министра финансов Украины Виталий Лисовенко. Он напомнил депутатам об одном полученном и еще одном ожидаемом миллиарде помощи от Всемирного банка и МВФ. Однако и это не помогло парламентариям достичь согласия.