Четверо из десяти (42 %) жителей Российской Федерации поддерживают идею не приобретать товары украинских производителей до окончательного урегулирования конфликта на востоке нашей страны. В то же время каждый второй (49 %) потребитель РФ оказался противником бойкота продукции из Украины.
Об этом свидетельствуют результаты исследования общественного мнения населения России, проведенного 28‑29 июня 2014 г. Всероссийским центром изучения общественного мнения (ВЦИОМ).
Информацией для анализа послужили итоги опроса 1,6 тыс. совершеннолетних граждан, представляющих 130 населенных пунктов из 42 регионов РФ.
Согласно подсчетам российских социологов, наибольшая степень поддержки бойкота товаров украинского производства наблюдается среди россиян с низким уровнем дохода: 53 % из них готовы отказаться от украинской продукции до стабилизации ситуации в восточных областях нашего государства. А наименьшая — среди жителей России с уровнем дохода выше среднего. Более половины обеспеченных респондентов, а также с высоким уровнем доходов, напротив, не поддерживают идею бойкота украинских товаров (56 % и 54 % соответственно).
Такой же неоднозначной оказалась позиция российской общественности относительно того, стоит ли местным предпринимателям вести бизнес с украинскими коллегами. Большая часть (45 %) россиян настаивают на разрыве деловых отношений. В то же время четверо из десяти респондентов считают, что компаниям России следует сохранить украинских партнеров. Больше других прекращение сотрудничества деловых кругов России и Украины поддерживают жители Москвы и Санкт-Петербурга (54 %), а также население крупных (более 500 тыс. жителей) городов (52 %). С другой стороны, каждый второй житель средних городов (100‑500 тыс. жителей) уверен: предпринимателям РФ следует продолжать вести бизнес с украинскими коллегами.
Стоит отметить, что даже частичный и непродолжительный бойкот украинской продукции российскими потребителями может негативно сказаться не только на финансовых показателях наших товаропроизводителей, но и на состоянии национальной экономики.
По данным Государственной службы статистики, в прошлом году Украина экспортировала на российский рынок товаров на сумму $15,1 млрд, что составило 23,8 % от общего объема украинского товарного экспорта. Эти показатели ярко демонстрируют, что рынок РФ является важным для украинских экспортеров. В то же время российские производители, которые только в 2013 г. поставили на наш рынок товаров на $23,2 млрд, в случае отказа от ведения бизнеса с украинской стороной также могут лишиться значительной финансовой выгоды.
Помимо отношения к бойкоту украинских товаров, сотрудники ВЦИОМ выявили уровень готовности россиян помогать украинским беженцам, переезжающим в РФ из зоны боевых действий. Около половины (44 %) респондентов готовы помочь продуктами, вещами и другими предметами первой необходимости, пятая часть (21 %) опрошенных — деньгами. Отказываются участвовать в судьбе переселенцев из Украины 23 % россиян.