Из-за обострения криминогенной ситуации Национальный банк предложил Верховной Раде законодательно закрепить за финучреждениями право создавать собственные специализированные охранные подразделения и использовать служебное огнестрельное оружие. Об этом сообщил регулятор в письме Украинскому кредитно-банковскому союзу (УКБС). Сегодня право применять оружие есть только у спецподразделений охраны НБУ и Ощадбанка. Однако для коммерческих финструктур законодательные механизмы приобретения, хранения и использования служебного оружия отсутствуют.
Игра в монополию
Еще в 2007 г. НБУ санкционировал использование банками огнестрельного оружия при инкассации средств и перевозке валютных ценностей. Соответствующие нормы закреплены в постановлении Нацбанка № 45. Впрочем, реализовать свое право на вооружение финучреждения не могут. Даже при наличии лицензии на охранную деятельность Министерство внутренних дел не разрешает им приобретать, хранить и носить оружие. Приказ МВД № 622 от 21.08.1998 гласит: выдача таких разрешений производится только при наличии законодательного или иного нормативно-правового акта о предоставлении права работникам учреждений использовать оружие во время выполнения служебных обязанностей. Почему в министерстве не признают таким нормативно-правовым актом постановление Нацбанка, в пресс-службе ведомства «Капиталу» не ответили.
«МВД блокирует возможность банков приобретать и использовать огнестрельное оружие ввиду экономических причин», — предполагает советник юридической компании FCLEX Сергей Кирич. Государственная служба охраны (ГСО) обеспечивает дополнительное финансирование милиции, и министерство не хочет терять прибыль от монополизированного рынка охранных услуг, считает эксперт.
15 млн грн похищены из отделения ПриватБанка в Донецке 2 июля
То, что финучреждения сегодня ограничены в выборе поставщиков охранных услуг и вынуждены платить за них высокую цену, подтверждают в Нацбанке. Государственная служба охраны — единственная (помимо спецподразделений МВД) организация, которая уполномочена предоставлять услуги охраны с использованием огнестрельного оружия. В свою очередь, цены ГСО — самые высокие на рынке охранных услуг, отмечают в УКБС. «На оплату услуг госслужбы приходится до 30 % от общей суммы расходов на содержание подразделений инкассации,» — приводит пример директор департамента по работе с наличными средствами UniCredit Bank Татьяна Костюченко. Например, в 2013 г. банк «Финансы и Кредит» потратил на инкассацию и перевозку ценностей почти 10 млн грн.
Впервые Нацбанк направил свои предложения по законодательному урегулированию вопроса об использовании служебного оружия в банках еще в мае 2013 г. Повторный запрос был передан в Комитет Верховной Рады по вопросам законодательного обеспечения правоохранительной деятельности 21 мая 2014 г., уже после того как в первом чтении был принят проект закона № 0885 «Об обращении оружия невоенного назначения». Свою поддержку инициативе по вооружению банковских служб охраны и инкассаторов публично выразили также ассоциации банкиров: Украинский кредитно-банковский союз и Независимая ассоциация банков Украины. В регуляторе рассчитывают: если их предложения учтут и примут закон, это поможет обеспечить эффективную и недорогую систему защиты имущества банков и их клиентов.
Цена опасности
В этом году число нападений на банки выросло. За первые полгода Госслужба охраны МВД зафиксировала 138 разбойных нападений на банки, тогда как за весь 2013 г. таких преступлений было 175, а за 2012 г. — 113, сообщают в УКБС. Наибольшее влияние на статистику оказал военный конфликт в восточных регионах Украины. В пресс-службе ПриватБанка сообщают, что боевиками в Донецкой и Луганской областях похищено 15 инкассаторских автомобилей финучреждения. Только в одном из них находилось почти 1,5 млн грн. Общий объем убытков в банке пока оценивать не берутся. «Сегодня в регионе не работает ни один фирменный инкассаторский автомобиль банка, практически весь парк наших машин похищен боевиками», — говорит руководитель службы безопасности ПриватБанка Станислав Крыжановский. В других областях банкам работается спокойнее. «Ситуация на востоке страны вносит свои коррективы в работу службы инкассации банка, — говорит Костюченко. — В остальных регионах Украины происшествий не было».