В течение года частный почтовый оператор «Нова Пошта» намерен открыть 700 новых отделений по всей Украине. Об этом «Капиталу» сообщила директор по маркетингу компании Ирина Холод. Таким образом, общее количество отделений оператора увеличится до 2,2 тыс. Как отметила менеджер, расширение поможет компании сократить сроки доставки посылок.
«Нова Пошта» работает на украинском почтовом рынке уже 13 лет. Компания была зарегистрирована в 2001 г. в Полтаве. Ее учредители — Вячеслав Климов, Владимир Поперешнюк и Анна Поперешнюк. Согласно исследованию Украинской ассоциации директ маркетинга (УАДМ) и холдинга Factum Group, в прошлом году «Нова Пошта» заняла 20 % (в денежном выражении) рынка внутренних отправлений по Украине, общий объем которого составил 2,8 млрд грн.
Курс на села
По словам Холод, из запланированных к открытию отделений 200 начнут работу в городах с населением 50 тыс. и более, остальные — в небольших и маленьких населенных пунктах. «Мы планируем уходить глубже — в села и поселки городского типа», — отметила она, добавив, что сельские представительства будут работать по системе франчайзинга (одна сторона передает другой право на определенный вид бизнеса, используя разработанную бизнес-модель его ведения. — «Капитал»). Охотно на сотрудничество с «Новою Поштою» идут частные предприниматели, у которых уже есть свой бизнес, будь то магазин или автомастерская.
«Бывает, во время такого сотрудничества предприниматели меняют вектор и основным их бизнесом становится почтовый», — подчеркнула менеджер «Нової Пошти».
Отметим, на сегодняшний день около 40 % отделений компании работают по системе франчайзинга. При этом, утверждает Холод, уровень обслуживания в таких пунктах ничем не уступает стандартам и качеству услуг, предоставляемым в отделениях «Нової Пошти».
Модель франчайзинга очень подходит для развития деятельности «Нової Пошти», считает экс-заместителя генерального директора «Укрпошти» Геннадий Вовк. «Компания не тратит средств на создание отделения, а получает уже готовое представительство», — пояснил он, добавив, что при этом затраты будут лишь на брендирование отделения, но это не такие большие средства.
Конкурент «Укрпошти»
По мнению Вовка, развитие инфраструктуры «Нової Пошти» в селах и небольших городах в первую очередь скажется на деятельности государственной почтовой компании. «В «Укрпошті» очень много убыточных отделений. В основном они находятся в селах, и компании приходится нести затраты на их содержание», — уточнил эксперт. Он полагает, что по качеству предоставления услуг «Укрпошта» будет проигрывать частному оператору. Как ранее сообщил исполняющий обязанности генерального директора госпредприятия Михаил Панькив, 8,5 тыс. из 12,5 тыс. почтовых отделений (без учета крымских) — убыточные.
Примечательно, что «Укрпошта» также рассматривает возможность передачи своих отделений на аутсорсинг частным предпринимателям. «Наша рабочая группа анализирует всю экономику и финансы предприятия на предмет того, есть ли целесообразность в передаче ряда наиболее убыточных сельских отделений «Укрпошти» частным агентам по системе франчайзинга», — рассказывал первый заместитель генерального директора предприятия Роман Стасив.
Однако, по мнению Вовка, модель франчайзинга вряд ли будет успешно работать в «Укрпошті». «У государственной компании больше функций, чем у частного оператора. К примеру, она должна заниматься доставкой корреспонденции (наличие почтальона) и финансовой деятельностью (выплата пенсий) на что потребуется лицензия. Такое сотрудничество вряд ли заинтересует частного предпринимателя на селе», — считает он.
Напомним, по данным Госстата, в I квартале 2014 г. украинский рынок почтовых услуг составил 817 млн грн. Это на 2 % меньше, чем за аналогичный период годом ранее. В 2013 г. украинские почтовые компании отправили 19,5 млн посылок.