Економіка

снижение

Свободное падение. Украинская авиация никак не может выбраться из кризиса

Украинская авиация никак не может выбраться из кризиса
Сотрудники аэропортов могут остаться без работы
Фото: Константин Мельницкий

Вопреки традиционному сезонному росту авиаперевозок, начало лета показало рекордное их па­­дение. В июне украинские аэропорты пропустили 992 тыс. пассажиров, что на 36,3 % меньше, чем за аналогичный период прошлого года, свидетельствуют оперативные данные Государственной авиационной службы. По итогам полугодия объем авиаперевозок снизился по сравнению с январем-июнем 2013 г. на 15,3 % — до 5,34 млн человек.

Старые причины

Кризис в авиаотрасли стал ощущаться со второй половины фе­­в­­ра­­ля — после пика политического и экономического кризиса в Украине. Как ранее писал «Капи­­тал», резкая девальвация гривни ударила по платежеспособности украинцев, из‑за чего они стали реже пользоваться само­летами.

Негативно на объемы пассажиропотока повлияло и закрытие нескольких крупных аэропортов, добавляет член наблюдательного совета Украинской логистической ассоциации Артур Винюков-Прощенко. В марте Украина запретила авиакомпаниям летать в Симферополь. Позже в зоне проведения антитеррористической операции были закрыты аэропорты Донецка, Луганска и Мариуполя.

Военное противостояние отпугнуло туристов, и пассажиропоток в Украину также сократился. «Думаю, что из‑за этого выиграли другие хабы — тот же Стамбул со своими Turkish Airlines. Им удалось переманить транзитного пассажира из Украины в Турцию», — предполагает заместитель коммерческого директора авиакомпании «ЮТэйр-Украина» Владимир Катерный.

Нет повода для радости

Летом и в зимние праздники спрос на авиаперелеты традиционно растет. В это время авиакомпании зарабатывают деньги, которые помогают им пережить низкий сезон — начало осени и вторую половину января-февраля, рассказывает директор консалтинговой компании Friendly Avia Support Александр Ланецкий. «Сейчас все украинские авиакомпании испытывают финансовые трудности. Кризис настолько глубокий, что я не удивлюсь, если с рынка уйдет любая из ныне работающих авиакомпаний», — прогнозирует он.

Как ранее писал «Капитал», аэропорт «Борисполь» пытается через суд заставить «Международные авиалинии Украины» вернуть 93,2 млн грн долга, а Государственная авиационная служба судится с «ЮТэйр-Украина» за 1,78 млн грн.

«Учитывая происходящее в Ук­­раине, то есть активную фазу АТО, не вижу предпосылок для роста пас­­сажиропотока», — говорит Катер­­ный. К примеру, аэропорт Донецка закрыт до конца октября, говорит он. Но это условная дата: после завершения АТО для восстановления аэровокзала потребуется несколько месяцев.

По мнению экспертов, два фактора могут подстегнуть рост пассажи­ропотока: введение безвизово­­го режима между Укра­иной и Ев­­­ро­союзом, а также стабилизация си­­ту­­ации в стране.

«Авиация очень чувствительна к по­­­ложительным тен­­денциям в эко­­­номике — как только проявятся первые при­­­­знаки ее восстановления, пассажиропоток начнет растит», — говорит Винюков-Прощенко. Но если экономика в этом году покажет признаки восстановления, то авиа­поток увеличится только весной-летом 2015 г.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама