Часто бывает так: на экраны выходит новый фильм. Он пользуется успехом, его вспоминают, о нем говорят. И продюсеры решают оседлать волну, выпустив продолжение. Однако всевозможные сиквелы и приквелы и близко не дотягивают до успеха «оригинальной» ленты. В этой истории заряда было всего на один фильм. История «Железного человека» — совершенно иная.
Первый фильм об эксцентричном миллиардере и изобретателе Тони Старке и по совместительству супергерое по имени Железный человек вышел на экраны в 2008‑м и собрал $ 582 млн по всему миру (из них почти $ 100 млн — в первый уик-энд). «Железный человек 2», появившийся в 2010 г., стал еще успешнее первого — он принес своим создателям $ 622 млн. И критики в один голос предсказывают, что кассовый успех третьей ленты затмит предыдущие.
В третьем фильме роль Железного человека играет все тот же практически сросшийся с этим образом Роберт Дауни — младший. Кроме него на экране появятся многие уже знакомые зрителям по двум предыдущим частям герои: сотрудница Старка Пеппер Поттс (Гвинет Пэлтроу), его друг Хэппи Хоган (Джон Фавро), воитель Джеймс «Роуди» Роудс (Дон Чидл). По сюжету Тони Старк сражается со злодеем Мандарином — это и личное противостояние, и сражение с экстремистами, угрожающими миру биологическим оружием.
Железный человек — супергерой из комиксов издательства Marvel Comics. Он появился в 1963 г. в 39‑м выпуске серии Tales of Suspense. А о настоящих, самых лучших комиксах и их героях нам все давно понятно: это все те же старые добрые мифы, проверенный тысячелетиями товар с незыблемыми позициями на рынке — просто рассказанные в доступной форме и перенесенные в актуальную реальность. Как и мифические Геракл или Ахилл, Железный человек наделен сверхсилами — в данном случае мегаультрасуперсовременным костюмом. И, разумеется, единственное занятие героя — во все времена, в любом антураже — борьба со злом. Конечно, современные герои, в отличие от античных, к тому же имеют богатый внутренний мир, их мучают вопросы и сомнения. Так, например, в новом фильме Тони Старк мучительно размышляет, что важнее — он сам как личность, как человек или его костюм, благодаря которому он становится супергероем. С тем же успехом он мог бы поразмыслить, за что любит его подруга Пеппер — за тонкую душу или за его миллиарды.
Гораздо интереснее посмотреть на противника Старка Мандарина. Вообще нужно отметить, что в пространстве мифа — или комикса, что одно и то же, — как раз у зла есть гораздо большие возможности для апдейта, чем у героя, образ которого, по сути, статичен. Подумайте только, какой путь прошли эпические злодеи от образа какой‑нибудь Лернейской гидры, про которую мы только и понимаем, что она, во‑первых, зверь, во‑вторых, ужасна и победить ее невозможно, потому что на месте каждой отсеченной головы отрастает новая, до модных и актуальных террористов, которые пытаются уничтожить мир самыми современными способами: с помощью кибератак, биологического оружия и нанотехнологий.
На создание образа Мандарина (Бен Кингсли), который вышел вполне зловещей смесью арабского и абстрактно дальневосточного «чужого», было потрачено немало сил и изобретательности. Так, художнику по реквизиту Расселу Боббиту, который уже работал над предыдущими частями франшизы «Железный человек», было поручено специально разработать дизайн десяти колец Мандарина (он носит кольца на всех пальцах). Более того, был нанят специальный художник (поп-артист Баск из Флориды), чтобы нарисовать «зловещие» картины для офиса и спальни Мандарина. С визуальным воплощением «зловещести» оказалось все просто: картины были вдохновлены комиксами, уличными граффити и панк-рок-эстетикой.
Ну, а в Железном человеке может меняться разве что амуниция. В недавно вышедшем блокбастере Marvel «Мстители» Тони Старк предстает перед зрителями в костюме Mark 7, в «Железном человеке 3» он одет в Mark 42, что наглядно демонстрирует, как много Тони работал над усовершенствованием костюма в своей мастерской. Костюм Mark 42 известен также как «хваткий» костюм — впрочем, по сюжету фильма, это пока еще прототип. Но Старк наверняка доработает его в следующей серии.