Правительство утвердило законопроект, подготовленный Министерством экономического развития и торговли (Минэкономразвития), «О внесении изменений в таможенный тариф». В случае принятия законопроекта парламентом вдвое повысятся полные ставки ввозной пошлины на импортные транспортные средства (ТС) для граждан, которые не смогут представить документов о стране происхождения ввозимого ТС.
Речь идет о легковых и грузовых автомобилях, мотоциклах, тракторах, кузовах и машинах спецназначения. В то же время законопроект предполагает снижение льготной пошлины на автомобили класса «люкс» с объемом двигателя более 3 л — с 6 % до 5 %. Согласно тексту документа, его разработали в связи с тем, что в настоящее время на 86,6 % подсубпозиций таможенного тарифа Украины установлен одинаковый уровень полной и льготной ставки ввозной пошлины (по другим подкатегориям полные ставки превышают льготные).
«Такая ситуация не стимулирует импортеров к декларированию сведений о стране происхождения товаров», — отмечается в документе. Льготные ставки применяются к товарам, ввозимым на территорию Украины из государств, входящих в таможенные и экономические зоны, союзы, а также из государств — членов ВТО. Полные ставки — для товаров, происходящих из стран, с которыми Украина не заключила региональные соглашения о предоставлении режима наибольшего содействия.
Люксовые авто
Снижение льготной ставки ввозной пошлины на автомобили с объемом двигателя от 3 л, Кабинет министров производит в рамках соглашения со Всемирной торговой организацией и обязательств Украины по приведению собственного законодательства в соответствие с протоколами ВТО. Таким образом, люксовые машины будут облагаться одной из самых низких ввозных пошлин в Европе.
При этом в самом Евросоюзе на такие авто установлена пошлина в размере 10 %. По оценкам экспертов проекта «Автобазар», в Украине сегмент люксовых автомобилей составляет всего 3 %. «После введения в Украине спецпошлин на автомобили с объемами 1,0‑2,2 л покупатель вряд ли массово пересядет на премиум-авто, даже если они будут дешевле на несколько тысяч гривен», — считает руководитель проекта «Автобазар» Юрий Негрей.
Серые авто
«Если автомобиль собран в Германии или в Японии, а куплен в Ираке в салоне и привезен оттуда в Украину, украинцу придется заплатить двойную пошлину при растаможивании машины в том случае, если он не сможет доказать страну происхождения», — объясняет генеральный директор Всеукраинской ассоциации автомобильных импортеров и дилеров Олег Назаренко. По его мнению, введением новых ставок в правительстве пытаются установить новый барьер для серых импортеров, покупающих дешевые автомобили «не в той стране».
Кроме того, двойной пошлиной обложат импорт товаров, ввозимых физлицами не для личного пользования, суммарная фактурная стоимость которых превышает € 10 тыс.Если законопроект будет принят парламентом, измененные ставки ввозной пошлины заработают уже с 1 января 2014 г. По прогнозам Минэкономразвития, изменения в тарифной сетке ежегодно будут приносить в бюджет 440 млн грн.