Министерство торговли США подвело итоги антидемпингового расследования относительно ввоза в страну из Южной Кореи, Украины и еще семи государств мира стальных труб для нефтегазовой отрасли (oil country tubular goods, OCTG).
Эти девять стран, к которым также относятся Вьетнам, Индия, Саудовская Аравия, Таиланд, Тайвань, Турция и Филиппины, обеспечивают около половины импорта OCTG в США. В прошлом году они поставили в США этой стальной продукции на $ 1,5 млрд, из которых 53 % пришло из Южной Кореи и 7,7 % из Украины.
По итогам длившегося целый год расследования министерство торговли США решило ввести специальные импортные пошлины для Южной Кореи, отменить введенные в феврале предварительные пошлины для Украины и продлить пошлины для остальных восьми государств. «11 июля 2014 г. министерство также объявило, что достигло договоренности приостановить антидемпинговое расследование импорта OCTG из Украины», — говорится в заявлении министерства (имеется в распоряжении «Капитала»).
Временное освобождение
Поводом для антидемпингового расследования, начатого Вашингтоном в июле 2013 г., послужили обвинения американских сталелитейных компаний, что импортные поставки производились по заниженным ценам. По данным Economic Policy Institute юрфирмы Stewart and Stewart, стальной импорт в США между 2011 и 2013 гг. вырос на 12,3 %, в то время как цены упали на 15 %. В частности, импорт стальных труб из рассматриваемых девяти стран удвоился за прошлый год, подсчитали в American Iron and Steel Institute.
В феврале 2014‑го минторг США пришел к предварительному выводу, что Южная Корея не прибегала к демпингу для повышения спроса на свою сталь, но что обвинения в адрес остальных восьми стран не были беспочвенны. В качестве предварительного наказания ввоз нефтегазовых труб из восьми стран начал облагаться в США антидемпинговой пошлиной. Для украинской продукции она составила 5,31 %, для индийских труб — 55,3 %, для вьетнамских — 111,47 %, для остальных стран — от 2,65 до 8,9 %.
Между тем представители американской металлургии продолжали давить на государство, утверждая, что правительство Южной Кореи спонсирует свои сталелитейные предприятия, а это позволяет им продавать сталь с дисконтом в 10 % или даже 20 %. По словам Марио Лонги, президента и СЕО корпорации US Steel, половину выручки которой обеспечивает как раз продажа OCTG, из‑за растущего импорта труб по заниженным ценам его компания сильно пострадала — «количество заказов сократилось, заводы остались без дела, рабочие места были утеряны». 2 июня US Steel даже заявила о вынужденной остановке двух металлургических заводов в Пенсильвании и Техасе из‑за неравных возможностей по сравнению с иностранными компаниями.
В результате минторг США, закончив расследование, решил ввести антидемпинговые пошлины в диапазоне от 2,05 до 118,32 % для восьми стран, включая Южную Корею. В отношении Украины также было доказано, что отечественные импортные трубы продаются в США по заниженной стоимости. Однако было решено не применять спецпошлины в адрес нашей страны в соответствии с Соглашением о приостановлении антидемпингового расследования. Причем, если решение минторга США в отношении восьми стран еще не окончательное — его должна утвердить Комиссия по международной торговле (ITC) США, то для Украины оно уже финальное и бесповоротное.
7,4% отечественного трубного экспорта приходится на рынок США
Как говорится в заявлении министерства, если ITC придет к положительному выводу, что импорт OCTG из этих девяти стран наносит материальный ущерб или угрожает нанести его внутреннему производству, минторг издаст приказы о применении спецпошлин ко всем соответствующим странам, кроме Украины. «Если ITC подтвердит материальный ущерб от импорта OCTG из Украины, до 10 июля 2017 г. продолжит действовать Соглашение о приостановлении антидемпингового расследования», — уточняют в американском ведомстве.
Последствия
У Вашингтона было сразу несколько причин сделать поблажку для Киева. «Это решение может объясняться частично политическими мотивами, поскольку Вашингтон предоставил Киеву финансовую поддержку, выступив гарантом по выпуску еврооблигаций в размере $ 1 млрд. Но также это связано с тем, что размер демпинга украинскими импортерами был относительно незначительным по сравнению с другими странами», — полагает аналитик Eavex Capital Иван Дзвинка. Примечательно, что всего месяц назад Вашингтон также открыл для украинских производителей другой рынок, отменив антидемпинговую пошлину на отечественную катанку из углеродной стали, которая действовала с 2002 г.
«Рынок США не основной для украинских экспортеров труб, но достаточно важный для диверсификации поставок», — отмечает Дзвинка. На США приходится $ 118,4 млн, или 7,4 %, отечественного трубного экспорта, по данным Госстата за 2013 г., в том числе $ 87 млн рассматривавшейся в ходе расследования продукции OCTG (5,4 % отечественного трубного экспорта), по данным минторга США. Более важную роль экспорт стальных труб играет в целом в торговле нашей страны с Соединенными Штатами. На трубную продукцию приходится около 13 % от совокупного экспорта страны в США, в том числе около 9,8 % — на OCTG.
От введенных в феврале пошлин, в первую очередь, пострадали «Интерпайп» и Днепропетровский трубный завод, которые являются крупнейшими экспортерами OCTG из Украины в США, рассказывает Дзвинка. По данным минторга США, после введения пошлин в марте-мае экспорт стальной продукции из нашей страны в Соединенные Штаты сократился на 27,6 % по сравнению с аналогичными месяцами прошлого года, до $ 33,5 млн. А значит, отмена пошлин должна привести к восстановлению экспорта данной продукции в этом направлении.
«Украинские производители максимально воспользуются предоставленными им особыми условиями для экспорта в США, чтобы компенсировать потерю российского рынка, а также благодаря привлекательности американского — не стагнирующим ценам и здоровому спросу. Они восстановят объем экспорта OCTG в США, как минимум до того уровня, что был до введения антидемпинговой пошлины», — считает аналитик по металлургии ИК Concorde Capital Роман Тополюк.