Премьера спектакля «Любовь людей», состоявшаяся на малой сцене киевского Молодого театра, — пример идеального сотрудничества драматурга и постановщика, разделенных географией, но исповедующих одну театральную веру и имеющих много общего. Родились они в одном году, зарабатывают на жизнь в основном актерством, и первые же их пробы в «смежных» профессиях стали громкими событиями. Режиссерский дебют украинца Станислава Жиркова — постановка «Наташина мечта» — в 2011 г. был удостоен «Киевской пекторали». В том же 2011‑м заявил о себе и белорус Дмитрий Богославский: один из самых лучших его текстов «Любовь людей» завоевал приз зрительских симпатий российского фестиваля «Золотая маска» и победил в конкурсе «Действующие лица».
Автор пьесы справедливо полагает, что в умирающей белорусской деревне больше подлинности, чем в стерильном офисном существовании. Помимо бытовых забот, у персонажей «Любви людей» всего два счастья: телевизор с бесконечными сериалами и рекламой да местный кабак. Исчерпав все средства хоть как‑то наладить жизнь с мужем-пьяницей Колей (Дмитрий Тубольцев), Люся (Ирина Ткаченко) скармливает его свиньям и признается во всем участковому Сергею (Марк Дробот), который без ума от нее со школьной скамьи. Сергей готов все простить и забыть, но сиюминутный рай оборачивается для молодоженов вечным безысходным адом, приводящим в финале к трагедии.
Все характеры выписаны актерами будто в доказательство простой истины: нет плохих людей — есть плохие обстоятельства. Сердобольные матери (Наталия Кленина и Анна Розстальная) пытаются помочь своим чадам наладить семейную жизнь. Их друзья, растерянный Иван (Алексей Нагрудный) и мечтающая переселиться в большой город его жена Настя (Иванна Бжезинская), — смириться с приговором бездетности. А дебелая продавщица Маша (Анастасия Евтушенко) — справиться с потерей «лучшего парня на селе».
Казалось бы, такой текст требует от режиссера надрывного психологизма, но Жирков пошел иным путем, оставшись верным собственному метафорическому стилю. Огромные деревянные «ворота» (художник-постановщик Юлия Зауличная) строго разделяют действо на два плана: «реальный» и «потусторонний». Предельно точно обозначающие ключевые ситуации звуковые лейтмотивы (автор оригинальной музыки Дмитрий Солодкий) гармонично сочетаются с подчеркнуто символистской актерской пластикой. Лучшая роль здесь, безусловно, у Марка Дробота, в игре которого чувствуются задатки выдающегося актера: словами можно обмануть, но мимика и движения всегда говорят только правду, которую нужно лишь услышать и расшифровать.
Несмотря на жестко выписанные реалии и обилие непечатных слов, то есть первичных признаков, отличающих представителей «новой драмы» от их коллег-традиционалистов, Богославский категорически против причисления его к «новодрамовцам». Каждый автор, выросший до ранга классика, от Шекспира до Чехова, в свое время был таковым, потому что жизненный контекст меняется, но суть человеческих отношений и конфликтов остается неизменной. Собственно, секрет победы «Любви людей» и состоит в том, что современный режиссер услышал современного драматурга, а такое, к сожалению, случается не так часто, как хотелось бы.