Каждое утро, добираясь на работу, жители Киева почти со стопроцентной вероятностью попадают в пробки. Вечером ситуация повторяется.
Мы проводим часы нашей жизни в автомобильных тянучках, в очередях к врачам, в коридорах перед кабинетами чиновников. А ведь все это — общественные издержки, которые чиновники и государство переложили на плечи народа.
Предположим, среднестатистический украинец живет 65 лет — примерно 600 тыс. часов. Одно только ежедневное одночасовое стояние в пробках занимает у нас почти 24 тыс. часов жизни. Для сравнения: пятилетний курс обучения в университете отнимает у нас 14 600 часов жизни.
Не хочется приводить цифры относительно прохождения процедур в государственных органах (налоговой, жэках, больницах и пр.). Но возникает вопрос: почему сотни тысяч киевлян должны жертвовать своим временем, отдавать годы своей жизни из‑за неспособности городских властей решить проблему общественных издержек?
Возможно, с целью увеличения производительности труда и удвоения ВВП достаточно просто решить транспортную проблему и ликвидировать очереди в государственных структурах? Вполне решаемы и социально бесконфликтные вопросы, в отличие от той же проблемы пенсионного возраста.
В мире проблему городского транспорта в мегаполисах решали двумя способами. Первый — европейский, со ставкой на скоростное междугородное железнодорожное сообщение с разветвленным внутригородским общественным транспортом. Речь идет и о сложнейшей системе метрополитена, когда линии тут же под землей пересекаются с железными дорогами и плавно вписываются в городские кварталы. Второй — американский, с широкой сетью автомобильных дорог и многочисленными такси. Это два кардинально различных подхода, хотя и не взаимоисключающих друг друга. Ведь и в Европе есть великолепные автобаны, а в США самая протяженная в мире сеть железных дорог. Однако попытка успеть сделать все — нереальна и опасна. Скоростные железные дороги в Украине вроде бы есть, но им далеко до Европы и Японии, а проблемы с южнокорейскими поездами уже стали притчей во языцех. Автобан на Одессу тоже строили, но от него осталось только название. Теперь требуется обновлять дорожное покрытие. Но не может Украина позволить себе тратить бюджетные средства сразу на все — и на скоростной железнодорожный транспорт, и на автобаны. Нет в стране столько денег. Особенно сейчас, когда даже простое латание автодорог сродни героической эпопее. Но не решив транспортный вопрос, мы не решим ни нынешних экономических проблем, ни тех, с которыми нам еще предстоит столкнуться.