Бізнес

премьера

Олег Гавриш о том, сколько стоил запуск проекта «Перша шпальта», и о том, откуда берутся эксклюзивы

Олег Гавриш рассказал о том, сколько стоил запуск проекта «Перша шпальта»
Фото: Константин Мельницкий

20 июля на Первом национальном канале стартует новый телепроект, посвященный экономике, финансам и бизнесу. Движущей силой передачи «Перша шпальта» стали бывшие журналисты газеты «КоммерсантЪ Украина» Олег Гавриш и Андрей Юхименко. К ним также примкнули блогер Роман Винтонив, известный под псевдонимом Майкл Щур, и писатель Густав Водичка. Команда нового телепроекта претендует на объективность, обещает эксклюзивные экономические и бизнес-новости, интервью с ключевыми фигурами украинского рынка. О том, как именно они собираются претворять свои обещания в жизнь, «Капиталу» рассказал Олег Гавриш.

— Олег, почему телевидение? Вы же всю жизнь проработали в печатной прессе.
— После закрытия «Коммерсанта» появилось желание создать что‑то свое. Парадокс заключается в том, что все говорят о необходимости большего количества СМИ, о том, что рынок печатных и интернет-медиа не наполнен, что есть ниши. Критикуя при этом прошлую власть. Но прошлая власть хотя бы давала деньги на эти издания. Возможно, она была прозорливее тех украинских олигархов, которые бьют себя кулаком в грудь, заявляя о нехватке экономических газет, но до сих пор не удосужились создать ни одного серьезного продукта. Не нравится, что пишет деловая пресса — создайте свою газету и сделайте все возможное, чтобы она была объективной. Я приходил с проектом к крупным предпринимателям, которые позиционировали себя как сторонников Евромайдана, как истинных патриотов, но когда дело дошло до создания объективной прессы, денег у них не нашлось. Впрочем, в этом отношении поиски и переговоры не закончены. Надеюсь, результат все‑таки будет. А пока мы — Андрей Юхименко, Анна Федосенко, Ирина Науменко и я — решили начать сами, создав телепередачу.

— Почему вы считаете, что «Перша шпальта» нужна зрителям? Кто ваша целевая аудитория?
— Логика такая: в нашей стране около 1 млн предпринимателей, из них 60‑70 тыс. человек принимают ключевые решения в экономике, от которых зависит жизнь всей остальной страны. И у этой аудитории должна быть своя передача, которая объективно рассказывала бы о том, что происходит на самом деле, поднимала бы какие‑то важные вопросы и вообще давала деловые новости.
70 тыс. человек — это первичная аудитория. Есть еще и вторичная, которая может охватывать, в принципе, все население, поскольку экономика должна интересовать каждого жителя. Но мы очень четко понимаем, что у нас не может быть много зрителей. Ими могут стать 60‑70 тыс. человек, которые читают деловые издания, такие как «КоммерсантЪ». Это предприниматели, крупные бизнесмены, люди, которые вертятся в экономике и интересуются, как она на них влияет.

— Чем «Перша шпальта» будет отличаться от других подобных проектов?
— Существующие программы, которые освещают экономику, можно условно поделить на два формата. Первые сосредотачиваются на общении с экспертами, которые анализируют события, но не генерируют новости. Вторые, например, «Гроші» и «Наші гроші», работают в жанре расследования.
У нас формат другой. Мы выбираем два основных события, которые произошли за неделю в деловом мире и серьезно повлияли на экономическую ситуацию в стране, и анализируем их с топовыми спикерами. Одна новость должна касаться экономики и финансов, другая — бизнеса. Акцент будет не только на анализе, но и на новостийности.

— Сколько журналистов работает над программой?
— Сегодня над проектом более-менее активно работают три человека: я, Андрей Юхименко и еще один человек из газеты «КоммерсантЪ». Есть еще два ведущих: Майкл Щур (ведущий «Телебачення Торонто», творческий псевдоним журналиста «Громадського.ТВ» Романа Винтонива. — «Капитал»), Густав Водичка (писатель, историк, общественный деятель Юрий Топчий. — «Капитал»). Мы планируем расширять штат и набирать людей, работающих в деловых изданиях.

— Но как с таким ограниченным человеческим ресурсом вы планируете генерировать обещанный эксклюзив?
— Грубо говоря, у нас ресурсов нет. В подготовке пилота помогало большое количество людей «по старой памяти» — все это делалось бесплатно. Эксклюзив заключается в том, что мы будем приводить топовых спикеров: руководителей крупных компаний, высокопоставленных чиновников. Эти люди, отвечая на наши вопросы, и будут генерировать новости. Проводя два-три интервью в неделю, планируем формировать четыре-пять новостей, которые смогут взять информационные агентства.

— Насколько я знаю, первоначальная идея программы была другой.
— Чтобы определиться с форматом будущей передачи, я просто пересмотрел все ток-шоу, деловые телепередачи, которые выходили на ведущих телеканалах, потратив на это около недели. Образцовой для меня показалась передача Фарида Закария (Fareed Zakaria, редактор еженедельника Newsweek International, автор New York Times, The Wall Street Journal, The New Yorker. — «Капитал») «Fareed Zakaria GPS». Это мeждународная передача новостийного и аналитического характера, которая выходит раз в неделю на CNN. Это 30‑минутная передача, во время которой он из студии вкратце и динамично рассказывает о некоторых событиях; затем выходят короткие сюжеты по 1‑2 минуте, после чего Закария проводит на эту тему интервью с ключевым человеком. Но у него, в отличие от меня, есть студия, от которой нам пришлось отказаться, поэтому получился немного другой формат («Першу шпальту» пока снимают в разных локациях. — «Капитал»). Передача Фарида Закария — идеал. Хочу, чтобы в будущем у нашего проекта появилась студия и передача вышла именно в таком формате.

— С какими сложностями столкнулись при подготовке пилотного выпуска?
— Когда ты подключаешь зрительные образы, делаешь картинку, сохраняя при этом глубокий смысл, — это идеальный вариант подачи информации. Но, к сожалению, на телевидении нужно рассказывать все просто, искусственно упрощать, вкладывая в голову аудитории готовые сообщения. Работая в «Коммерсанте», я подкреплял свои материалы фактами, доказательствами, а на ТВ привыкли говорить, что называется, лозунгами. Тут несколько сложно перестроиться.

— Вас это не раздражает?
— Я хотел бы это поменять (смеется). Человека нужно информировать, давать пищу для размышлений, а не просто вкладывать в голову готовые идеи. Только имея полную и объективную картину, деловые люди смогут принимать рациональные решения, которые помогут развивать бизнес и делать страну лучше. Плюс нынешнего руководства телеканала, я говорю о Зурабе Аласании и Дарье Юровской, в том, что, получая финансирование от государства, они позволяют критиковать власть. Надеюсь, такая возможность будет существовать и в будущем. Здесь нет никакой цензуры, можем снимать любые сюжеты, стараемся показать все минусы и плюсы, чтобы предоставить зрителю максимально взвешенную картинку.

— Гендиректор Национальной телекомпании Украины Зураб Аласания говорил, что канал готовит еще одну экономическую программу. Будет ли она конкурировать с вашей?
— Нет, у нас другой формат — новостной. Это формат для тех, кто слышал, что произошло, но хочет получить чуть больше разъяснений по ключевым событиям, которые влияют на весь бизнес. А вторая передача, которая готовится, — это общение с ключевыми спикерами из мира экономики в формате ток-шоу, когда два человека сидят и просто общаются друг с другом на различные темы. Это больше лайфовая передача. В идеале, через много лет я хотел бы иметь студию, которая каждый день делала бы хорошие деловые новости, два-три сюжета для большого канала или одну большую программу с большим количеством сюжетов, новостей.

— Первые выпуски программы Первый национальный будет снимать за свои деньги. В дальнейшем вы планировали привлечь инвесторов. Уже есть успехи на этом поприще?
— Рассказываю как есть: сегодня на этой передаче не получил ни копейки, вложил своих $ 650. Канал дал мне очень профессиональную съемочную группу, хорошего продюсера и ребят, которые делают классную картинку. Во всем остальном мне помогают люди просто бесплатно: помогли нарисовать логотип, сделать презентацию, инфографику и т. д. Некоторое количество передач (пять-шесть) делается командой, которая работает на Первом национальном. Для дальнейшей работы нам нужно найти рекламодателя. Находимся в его активном поиске, ведутся переговоры. Надеемся, что сможем привлечь в роли инвесторов компании, ориентированные на предоставление услуг бизнесу (банки, юридические, страховые компании). Юридическая компания из топ-5 вполне может себе позволить стать нашим спонсором. Мы разработали два спонсорских пакета: первый стоит 350 тыс. грн в месяц, второй — 140 тыс. грн.

— Но инвесторы могут и не найтись.
— Самое главное для нас — закрепиться, чтобы сформировался постоянный пул зрителей. Думаю, на это уйдет не менее полугода. Также важно найти спонсоров для передачи, не прекращая работать над проектами, которые помогут создать синергетическую модель, включающую интернет, печатную прессу и телепрограмму. Вообще, себестоимость производства передачи — $ 15 тыс. в месяц. Инвесторы с такими средствами рано или поздно должны появиться. На крупных телеканалах смета на съемки пилота передачи стоит $ 30‑50 тыс., за каждый выпуск — $ 10 тыс. Хочу сказать владельцам каналов: вас надувают! Производство передачи столько не стоит.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама