Поставки крымского вина Inkerman на материковую Украину могут быть приостановлены. У компании не осталось украинских акцизных марок, рассказал «Капиталу» генеральный директор Inkerman International Роман Радько.
«Все, что были, уже использовали, подали заявку [в Налоговую инспекцию Украины. — «Капитал»] на новые марки. Но пока ни подтверждения, ни опровержения нет», — говорит он и добавляет, что запасов продукции с украинскими акцизными марками осталось не более чем на месяц. Поэтому компания рассматривает возможность перенести часть своего производства на коньячный завод «Таврия», который расположен в Херсонской области. Это, по словам Радько, может произойти до конца августа, в том случае если завод к тому времени не получит украинские акцизные марки.
Решение о разливе молодых вин на заводе «Таврия» уже принято, рассказал один из руководителей компании, пожелавший остаться неназванным. Эту информацию подтвердил и директор крупной дистрибьюторской компании, попросивший не называть его имени. По словам собеседника издания, на «Таврии» будет выпускаться только часть винного ассортимента компании.
В продвижение и построение дистрибьюции в Украине Inkerman инвестировал значительные средства, поясняет маркетинг-директор винно-коньячного направления компании «Олимп» Жанна Никитина. «Терять такой актив — крайне неэффективно для компании. Поэтому стратегия переноса производства на материк — экономически обоснованный и закономерный шаг», — говорит она. Выбор в качестве производственной площадки завода «Таврия» — очевидный шаг, поскольку совладельцем обоих предприятий является Валерий Шамотий.
Вынужденное решение
Inkerman — не первая компания, которая задумалась о переносе своих мощностей с Крыма на материковую Украину. Например, таким образом поступила Крымская водочная компания (торговые марки Medoff и «Мѣрная»), которая перенесла свои мощности на заводы Prime и «Хортиця». C июля коньяки Крымского винно-коньячного завода «Бахчисарай» («Бахчисарай», Lionel, «Марсель») разливается на заводе «Таврия», а вина — на мощностях «Одессавинпрома».
Решение о полном или частичном переносе мощностей — вынужденная мера, связанная с аннексией Крыма Россией. Крымские производители перестали получать украинские акцизные марки и работали на запасах, а без этого поставлять продукцию на материковую часть Украины они тоже не могут. «С нехваткой акцизов столкнулись все крымские предприятия», — констатирует директор ассоциации «Виноградари и виноделы Украины» Сергей Михайлечко.
Крымским производителям алкоголя стали выдавать федеральные акцизные марки, что позволяет поставлять товары в Россию. «Мы отправляем товар на российский рынок, первая партия ушла в июне», — подтверждает основатель крымского биологического винодельческого хозяйства Павел Швец. По данным Федеральной службы по регулированию алкогольного рынка, дефицита российских марок сейчас в Крыму нет.
Поставлять алкоголь на материковую Украину с российскими акцизными марками невозможно, отмечает директор дистрибьюторской винной компании «Витис Групп» Сергей Мазур. «Украинская таможня просто не примет документы российского образца на напитки, произведенные на полуострове», — рассказывает он.
Ослабленные позиции
Аннексия Крыма ухудшила позиции Inkerman на украинском рынке. По данным исследовательской компании AlkoMarketReport, в I квартале 2014 г. Inkerman уступил лидерство николаевскому производителю вин «Коблево» (входит в «Баядера-Холдинг»). Если по итогам 2013 г. доля рынка Inkerman в общем объеме производства составляла 13,9 %, то за январь-март 2014 г. она снизилась до 9,8 %, что на 0,3 п. п. меньше, чем за соответствующий период минувшего года.
Но вернуть позиции производителю будет непросто, что связано с несколькими факторами. По оценкам генерального директора дистрибьюторской компании «Айлэнд» Олега Зубца, с начала года продажи вина снизились на 30 %. «Крымские вина не пользуются спросом у потребителей, ведь они, по их убеждению, разлиты на оккупированной территории», — говорит собеседник.
Пробел, образовавшийся вследствие проблем с поставками крымских вин, постараются занять материковые производители и импортеры, отмечает Михайлечко. «Потенциально долю Inkerman могут занять марки с «крымским» позиционированием и хорошим качеством вина», — считает Никитина.