Політика

горячая точка

Гибель лайнера в Донбассе превратила региональный конфликт в международный

Гибель лайнера в Донбассе превратила региональный конфликт в международный
Трагедия в небе над Донбассом сгустила тень в отношениях Запада и России
Фото: Reuters

Катастрофа малайзийского авиалайнера Boeing 777 авиакомпании Malaysia Airlines 17 июля в Донецкой области грозит перерасти в острый конфликт Запада и России. Но в ближайшие дни не остановит боевые действия в Донбассе.

Европа догоняет США

Завтра Совет Европы может досрочно рассмотреть вопрос введения дополнительных санкций в отношении России, если Москва не повлияет на сепаратистов Донбасса, которых Евросоюз обвиняет в препятствовании проведения расследования крушения малайзийского авиалайнера. «Если Россия немедленно не предпримет необходимые меры, Евросоюз определит последствия таких действий на заседании Совета министров иностранных дел, которое состоится во вторник», — говорится в обнародованном вчера совместном заявлении канцлера Германии Ангелы Меркель, президента Франции Франсуа Олланда и премьер-министра Великобритании Дэвида Кэмерона.

Коммюнике лидеров ЕС появилось после резких заявлений властей Соединенных Штатов, которые напрямую обвинили РФ в причастности к трагедии. «Россия обеспечивает подготовку боевиков-сепаратистов на юго-западе России, и в эту подготовку входит обучение работе с системами противовоздушной обороны… В то время, когда с рейсом MH17 пропала связь, мы засекли пуск ракеты «земля — воздух» из района, контролируемого сепаратистами, на востоке Украины. Полагаем, что это была ракета «Бук», — говорится в заявлении посольства США в Украине.

Почетный директор Меж­дународного института глобализации и региональной безопасности Леонид Тупчиенко говорит, что авиа­катастрофа малайзийского лайнера превратила боевые действия в Донецке из регионального конфликта в международный. «И тут на первый план выходит США, поскольку невнятная позиция ЕС в отношении вооруженного конфликта в Донбассе дискредитировала союз», — сказал он «Капиталу». Эксперт по международным отношениям Сергей Терешко полагает, что Европа вынуждена менять свою позицию в отношении России не только из‑за геополитических факторов, но и в связи с растущим давлением общества. В первую очередь тех стран, чьи граждане погибли в авиакатастрофе.

«В последние дни мы видим серьезные сигналы для Москвы. И они идут не только от США и стран — лидеров ЕС, но и от государств Европы, которые раньше было принято считать «друзьями России». Москве придется предпринимать какие‑то меры», — сказал «Капиталу» бывший министр иностранных дел Константин Грищенко.

Тактика СССР

Однако профессор Института международных отношений Варшавского университета (Польша) Анджей Шептицкий не советует Украине впадать в эйфорию от последних заявлений лидеров Германии и Франции. «Нет сомнений, что активность ЕС будет продолжена, но сейчас нельзя прогнозировать, в каком направлении она пойдет. Это будет или давление на Россию — в отношении поддержки террористов, или под давление попадет Украина, чтобы добиться окончания военных действий и потом спокойно провести расследование катастрофы», — сообщил он «Капиталу.

Не верит в резкое прекращение оказания Москвой помощи сепаратистам и первый посол Украины в России Владимир Крыжанивский. «Путин будет выкручиваться до последнего и никогда не возьмет на себя ответственность. Найдут какого‑то стрелочника среди террористов. Это будет тактика, которой СССР придерживался при сбитом корейском самолете», — сказал он изданию. Крыжанивский также считает, что Европа пока не готова пойти на введение секторальных и финансовых санкций в отношении России, как это сделали США.

Расследование затянется

По словам Терешко, в сложившейся ситуации Украина должна попытаться добиться от мира признания самопровозглашенных республик террористическими организациями. В этом случае Украина сузит поле для маневров России в Донбассе.

Отметим, президент Петр Порошенко уже обратился к генеральному секретарю Организации объединенных наций Пан Ги Муну. Порошенко также поручил создать государственную комиссию по расследованию причин катастрофы, в состав которой вошли специалисты Международной организации гражданской авиации (ICAO) и представители Нидерландов, Малайзии и США.

Как рассказал «Капиталу» летчик-испытатель, заместитель председателя наблюдательного совета государственного концерна «Укроборонпром» Александр Галуненко, расследование причин авиакатастрофы может длиться от месяца до года. По его словам, для выводов международной комиссии необходимо изучить множество факторов, в первую очередь данные бортовых самописцев. Они дают всю информацию о происшествии или указывают направление, где искать причины аварии. «Я был на таких расследованиях, это кропотливый труд многих специалистов, благодаря чему выстраивается версия, которую признают все члены комиссии», — говорит эксперт. Он также уточнил, что согласно закону, самописцы должны быть переданы международной комиссии с привлечением украинских и российских специалистов.

По информации СБУ, бортовые самописцы сбитого Boeing 777 находятся у представителей ДНР. Кроме того, в ведомстве уверяют о наличии доказательств заинтересованности России в скрытии оборудования.

Экс-заместитель начальника Антитеррористического центра Службы безопасности Украины Владимир Антипенко отметил, что до результатов расследования не стоит ожидать действий со стороны международной дипломатии, кроме политических заявлений. «Отношение к Украине и России будет зависеть от результатов расследования. Сегодня не осмотрен ни один обломок самолета, поэтому стоит воздержаться от громких заявлений», — сказал он «Капиталу». В то же время спикер мониторинговой миссии Организации по без­опасности и сотрудничеству в Европе Майкл Боцюркив заявил, что миссия не получила полного доступа к месту крушения лайнера.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама