За первое полугодие украинские промышленные предприятия сократили выпуск продукции на 5 % по сравнению с январем-июнем прошлого года. Больше всего урезать производство были вынуждены компании, чьи производственные мощности размещены в зоне конфликта, а также те, которые до сих пор направляли свой экспорт преимущественно в Россию.
Опасная территория
Сильнее всего объемы производства обвалились в областях военного конфликта. В Донецкой области они упали на 12,3 %, в меньшей степени — на 5 % — в Луганской области. Так, из‑за боевых действий в середине июня остановить работу пяти шахт и центральной обогатительной фабрики в Луганской области был вынужден холдинг ДТЭК Рината Ахметова. Как следствие, добыча угля упала на 5 % за шесть месяцев, в том числе только за июнь — на 10,8 %. В последующие месяцы падение лишь усугубится. С 11 июля ДТЭК вновь прекратил работу четырех шахт в Луганской области после того, как 10 июля под обстрел попал автобус с шахтерами.
Также пострадало машиностроение, чье производство уменьшилось на 18 %. «ЗАЗ (Запорожский автозавод. — «Капитал») комплектует до 900 украинских предприятий. 30‑40 % комплектующих поступало с востока. Сейчас огромные перебои», — рассказал в июльском интервью «Лиге» владелец корпорации «УкрАВТО» Тариэл Васадзе. По его словам, корпорация создала запас комплектующих, но он уже на исходе, и компания ищет им замену у китайских и других поставщиков. «Если ничего не изменится, последнее производство может закончиться в сентябре», — отметил Васадзе.
Жертвы Москвы
По последним данным Государственной службы статистики, экспорт Украины в Россию снизился на 22,6 % только за январь-апрель. По итогам мая-июня падение лишь усугубилось, поскольку с приближением подписания экономической части Соглашения об ассоциации Украины с ЕС Москва лишь наращивала количество ограничений на ввоз отечественной продукции. Как ранее писал «Капитал», главной жертвой ужесточения российской торговой политики стало животноводство.
Экспорт компаний большинства животноводческих отраслей мало диверсифицирован, он завязанный в основном на РФ. Так, в прошлом году на Россию пришлось 93 % всего украинского экспорта свинины, 87 % — сыров, 74 % — мяса крупного рогатого скота. Торговые барьеры со стороны РФ на экспорт этих товаров — от запрета на поставки молочной продукции отдельных производителей до уменьшения числа пропускных пунктов для продукции животноводства до двух — заставили производителей значительно урезать их выпуск. По итогам января-июня производство мяса крупного рогатого скота упало: свежего и охлажденного — на 4,4 %, замороженного — на 18,5 %. На 18,5 % сократилось также производство жирных сыров.
Также из‑за торговых ограничений со стороны России пострадало производство железнодорожного транспорта, который экспортировался до сих пор в основном на российский рынок. В сентябре-октябре Москва запретила ввоз вагонов четырех украинских заводов, на которые приходится 80 % отечественного производства — Крюковского вагоностроительного завода (КВСЗ), «Азовмаша», «Днепровагонмаша» и Стахановского вагоностроительного завода. Позже запрет был отозван, но экспорт в РФ полностью не восстановился — за январь-апрель он упал на 57,3 %. В результате, за шесть месяцев ж / д производство сократилось на 77,1 %. В частности, КВСЗ в январе-июне 2014 г. снизил производство грузовых вагонов на 76,1 %.
Металл без Москвы
Москва создала проблемы и украинским металлургам. За первое полугодие металлургическое производство сократилось на 8,7 %, в том числе стали без полуфабрикатов — на 12,2 %, проката черных готовых металлов — на 11,7 %. Это стало логичным следствием сокращения экспорта в РФ черных металлов (на 38,7 %) и продукции из них (на 29,1 %). Причиной стали очередные торговые ограничения Москвы.
Осенью 2013 г. Ространснадзор вводил запрет на эксплуатацию почти 1,5 тыс. грузовых вагонов, оснащенных литьем Кременчугского сталелитейного завода (КСЛЗ), не прошедших плановый ремонт в 2012‑2013 гг. Весной РЖД запрещала эксплуатацию вагонов с боковыми рамами КСЛЗ. Из-за проблем с реализацией продукции, основным потребителем которой является Россия, еще в конце февраля КСЛЗ ушел на вынужденные каникулы. За январь-май, которые завод провел в поисках новых рынков, его производство снизилось на 35 %. А холдинг «Метинвест» Рината Ахметова в том числе и из‑за низкого российского спроса сократил выплавку стали и производство готовой металлопродукции на 8 % за шесть месяцев.