Правительство решилось на масштабную ревизию налоговых льгот. По информации «Капитала», на прошлой неделе в понедельник Министерство финансов озвучило бизнесу некоторые предложения относительно нового формата льгот, в том числе в аграрном секторе. В четверг предложения были оформлены в законопроект о внесении изменений в Налоговый кодекс (копия документа есть в распоряжении издания). В пятницу планировалось совещание с бизнесом по этому вопросу, однако оно не состоялось. Несколько источников «Капитала» в аппарате Кабинета министров сходятся во мнении: высока вероятность того, что документ будет выноситься на рассмотрение парламента не как правительственный, а под авторством одного из народных депутатов.
Тотальная ревизия
Согласно законопроекту, Минфин предлагает упразднить льготную ставку налога на прибыль — 10 % — на операции с ценными бумагами и деривативами. Кроме того, в отличие от нынешних правил, институты совместного инвестирования будут обязаны платить авансовый взнос налога на прибыль при выплате дивидендов. В случае вступления законопроекта в силу действующих льгот по налогу на прибыль лишатся предприятия топливно-энергетического комплекса, водо- и теплоснабжения, водоотвода. Сейчас их прибыль не облагается налогом.
Минфин также предлагает убрать из Налогового кодекса норму, согласно которой до 2020 г. не облагается налогом прибыль производителей биотоплива, полученная от его продажи, и производителей техники и оборудования, работающих на альтернативных видах топлива. Предприятия легкой промышленности, судо-, машино- и самолетостроения, а также гостиничный бизнес предлагется лишить десятилетних льгот по налогу на прибыль, действующих с января 2011 г. Услуги по перевозке пассажиров поездами «Интерсити+», импорт и экспорт зерновых культур будут облагаться НДС.
Кабмин позволит работать на спецрежиме сельхозпредприятиям, оборот которых не более 20 млн грн, а земельный банк в собственности или пользовании не превышает 1 тыс. га
Еще в мае прошлого года правительство Николая Азарова разрабатывало законопроект, призванный лишить льгот в том числе и указанные Кабмином Арсения Яценюка отрасли. Однако документ не был принят. По словам главы комитета Верховной Рады по вопросам налоговой и таможенной политики Виталия Хомутынника, необходимость в пересмотре налоговых льгот есть. Это, в том числе, и обязательства Украины перед Международным валютным фондом. «Но менять налоговые ставки в середине рабочего года нельзя — любые льготы и ставки нужно пересматривать уже с 2015 г. У нас уже действует «антикризисный» закон правительства, ошибки которого мы до сих пор исправляем в авральном режиме, чтобы хоть как‑то предотвратить негативные последствия действия этого документа», — отметил народный депутат.
Аграрии попали под раздачу
Большая часть поправок касается спецрежима налогообложения в аграрном секторе. Их суть сводится к ужесточению критериев для предприятий, которые вправе претендовать на налоговые преференции. В результате, работать на спецрежиме смогут предприятия, у которых объем операций по поставкам сельхозтоваров, за исключением импорта, за предыдущий год не превышает 20 млн грн, а площадь сельхозугодий в собственности или пользовании — не более 1 тыс. га.
В процессе подготовки налоговой реформы вопрос льгот в АПК — один из самых дискуссионных. По информации «Капитала», профильные бизнес-ассоциации настаивали на сохранении льгот в отрасли и обращались в МВФ с просьбой не настаивать на их упразднении. «Изложенные в законопроекте предложения относительно аграрных льгот были озвучены, но не согласованы с бизнесом», — сказал «Капиталу» генеральный директор Украинского клуба аграрного бизнеса Владимир Лапа. Ужесточение критериев, по его словам, не так пагубно для растениеводства, как для животноводства.
Параллельно с ревизией льгот для растениеводства планируется возобновить возмещение НДС при экспорте, что частично позволит компенсировать потери. «По животноводческой продукции просто отменяются льготы, номинальное возмещение при экспорте НДС есть, но поскольку мы ее практически не экспортируем, компенсаторов нет», — говорит эксперт. В то же время предложенная редакция [законопроекта] может не оправдать ожидания Минфина по части поступлений в бюджет. «Номинально объем льгот по НДС в АПК составляет 16 млрд грн. Однако на то, чтобы возобновить возмещение НДС при экспорте зерновых и технических культур, необходимо 14 млрд грн. То есть результат для бюджета от этой инициативы не очевиден», — уточняет Лапа.
Медвежья услуга
По словам главы Украинской аграрной ассоциации Владимира Макара, такая инициатива на практике полностью отменяет поддержку сельхозпроизводителей, поскольку мелкие предприятия не делают погоды на украинском аграрном рынке. Серьезный бизнес работает с гораздо большими земельными банками и оборотами. По мнению Макара, оставляя норму о сохранении спецрежима для мелких производителей, авторы законопроекта оказывают медвежью услугу как рынку, так и правительству. «Во-первых, именно на низовом уровне осуществляются основные махинации с НДС, в первую очередь — за счет покупки неучтенного зерна за наличные средства. Все эти схемы останутся. Во-вторых, со временем бизнес адаптируется, разобьет свои земельные банки на множество мелких предприятий и уйдет в тень», — отмечает Макар.
Поэтому ожидаемой экономии государственных средств не произойдет. Сегодня, отмечает Лапа, средний размер сельхозпредприятия — 2100 га, таким образом, новым критериям Минфина соответствуют 25‑30 % компаний. «Если начнется реструктуризация права собственности предприятий, — подытожил он, — то уже через год 60‑70 % компаний смогут работать на льготном режиме».