Первое заседание Национального совета по вопросам телевидения и радиовещания показало, что вещателей, которые нарушили условия лицензий во время бездеятельности регуляторного органа, ждут санкции. Напомним, рынок оставался «беспризорным» на протяжении полугода. Именно столько времени понадобилось депутатам, чтобы договориться о новом составе регулятора.
Начали с радио «Вести»
Первым под удар регулятора попало радио «Вести» (входит в состав «Мультимедиа Инвест Групп» Игоря Гужвы). Своим решением Национальный совет отказал радиостанции в переоформлении лицензии на вещание и дал ей недельный срок на возвращение вещания к предыдущим позывному и формату. Как известно, радиостанция «Вести» объединила частоты, которые принадлежали UMH Group в Харькове, Днепропетровске, Киеве и Севастополе, и вышла в эфир в начале марта без внесения соответствующих изменений в лицензии.
Представитель и юристконсульт радиостанции Елена Водолашко, возражала против такого решения регулятора, так как, по ее словам, компания подавала заявку на изменение в лицензии вовремя, еще перед запуском радиостанции, но поскольку Нацсовет бездействовал, то их заявка не была рассмотрена. «Мы взяли на себя риск по изменению формата радиостанции, поскольку того требовала ситуация», — объяснила юрист, добавив, что во время революционных событий в стране украинцы нуждались именно в новостях.
На что глава Нацсовета Юрий Артеменко возразил: «Мы понимаем, что в стране был форс-мажор, но законодательство это не отменяет. Просим вас относиться к решению как к принятому на основе законодательства. Переподайте заявку, и мы рассмотрим ее быстро, ведь Национальный совет начал работать. Форс-мажор — это вопрос рисков и ответственности. Если вы риск взяли на себя, то несите за это ответственность», — заявил он.
Претендуют на санкции
Радио «Вести» — не единственный вещатель, нарушивший законодательство в период бездеятельности регулятора. Так, без соответствующей на то лицензии в Украине приступил к работе спутниковый телеканал «Еспрессо ТВ» Николая Княжицкого. Напомним, телеканал несколько раз пытался получить лицензию, но ему было отказано. По мнению одного из членов Нацсовета предыдущего состава, судя по решению относительно радиостанции, схожее решение должно быть принято и по этому телеканала. «Чтобы получить лицензию на вещание, телеканалу нужно приостановить вещание и только после получения лицензии его возобновить», — говорит собеседник «Капитала».
Примечательно, что «Еспрессо ТВ» мог получить лицензию еще на прошлом заседании регулятора, хотя на повестку дня этот вопрос не был вынесен. По окончании заседания представитель телеканала подошел к члену Нацсовета Олегу Чернышу с упреком, что их вызвали для получения лицензии, но вопрос не рассматривали. На что Черныш ответил: «Вам же не принципиально ее получить сегодня? Рассмотрим на следующей неделе».
«Если телеканалу выдадут лицензию, не применив никаких санкций, то это будет свидетельствовать о лояльности регулятора к этому вещателю», — отмечает собеседник издания. Будет ли вынесено телеканалу предупреждение за незаконную деятельность, первый заместитель главы Нацсовета Ольга Герасимьюк не смогла ответить, но уверила, что политического подтекста в решениях регулятора не будет.
Впрочем, по словам Николая Княжицкого, лицензия на вещание у телеканала все-таки есть. Но латвийская. "Мы работаем на основании подписанной Украиной конвенции о трансграничном вещании«,— сказал он. В то же время медиаюрист Андрей Соломаха рассказал «Капиталу», что даже если телеканал и работает на основе этой конвенции, то Нацсовет должен был его включить в список телеканалов, которые не требуют адаптации в Украине. "Регулятор в этот список телеканал не включал, соответственно, на каком основании телеканал вещает в Украине — неизвестно«,- отмечает юрист.
На очереди
По словам Герасимьюк, Нацсовет еще не определился и с другими нарушителями — «Национальной телекомпанией Украины», которая без внесения изменений в лицензию включила своем эфире телеканал «Громадське ТВ», а также телеканалом ТВі, который начал эфирное вещание, хотя лицензии у него вообще нет. «Сегодня к этому вопросу я не готова, — отметила член Нацсовета. — Мы должны выяснить все обстоятельства и только потом принимать решения».