Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) согласовал с руководством Национального банка в лице Валерии Гонтаревой список из 47 банков, в которые уже до конца года будет введена временная администрация. Об этом изданию сообщил банкир, приближенный к руководству регулятора. На сегодняшний день, по информации источника, список находится у директора-распорядителя фонда Василия Пасечника. НБУ оставил без ответа запрос «Капитала» с просьбой уточнить список банков — претендентов на введение временной администрации. Регулятор сослался на то, что он «не уполномочен комментировать слухи, а также информацию, которая подлежит банковской тайне».
Очередь на вылет
В основном это финучрежденияя III и IV группы классификации НБУ (средние и небольшие), полагает глава аналитического департамента ИК Eavex Capital Дмитрий Чурин.
«В число неплатежеспособных могут попасть банки, в которых произошел наибольший отток клиентских средств, что повлекло за собой ухудшение ликвидности и невыполнение взятых на себя обязательств. При этом собственники не имеют возможности оказать им достаточную ресурсную поддержку», — считает начальник отдела рейтингов финансовой сферы IBI-Rating Анна Апостолова.
Также, по ее словам, в список неплатежеспособных банков могут попасть учреждения, которые проводили слишком рисковую кредитную политику, что привело к значительному ухудшению качества их кредитно-инвестиционных портфелей.
Одной из причин усиления контроля за платежеспособностью банковской системы, по словам эксперта, могут быть рекомендации Международного валютного фонда (МВФ), который в условиях кредитной программы для Украины прописал прохождение банками стресс-тестов. Итоги такой работы дадут понимание, какой размер капитала акционеры банков должны довнести. Как ранее сообщал «Капитал», по предварительным оценкам, украинской банковской системе на докапитализацию не хватает около 50 млрд грн. Сегодня, по мнению Чурина, часть собственников предпочтет введение администрации НБУ из‑за отсутствия необходимых средств или желания увеличивать капитал.
При этом МВФ не приветствует национализацию или докапитализацию неплатежеспособных банков государством. Но выведение с рынка такого большого количества финучреждений может иметь весьма тяжелые последствия для системы, полагает Апостолова. Негативно оценивают такие перспективы и сами банкиры. К примеру, первый заместитель председателя правления банка «Контракт» Павел Крапивин считает, что это «окончательно подорвет доверие к нашей банковской системе». Помимо этого, ликвидация банков ударит и по юрлицам, которые держали в финструктурах свои текущие счета. «Это не позволит им выплачивать зарплаты и обслуживать свои долги, что в конечном итоге ударит по экономике Украины в целом», — отметил старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец.
Вызывают сомнения и финансовые возможности ФГВФЛ для выплат депозитов вкладчикам такого большого количества банков. Но по словам экспертов, у фонда есть несколько путей привлечения средств. К примеру, он может обратиться за кредитом в Национальный банк либо к Кабинету министров. Но остается непонятным, за счет чего фонд будет возвращать эти средства в будущем. Скорее всего, со временем они будут ему «прощены», считает Крапивин.
На сегодняшний день уже 20 банков либо находятся на стадии ликвидации, либо в них пока работает временная администрация. Последними в июле были признаны неплатежеспособными Еврогазбанк и Финростбанк. Как показывает практика, в большинстве случаев фонд не может найти подходящих инвесторов для приобретения неплатежеспособных банков. Поэтому у него не остается выбора, кроме как ликвидировать неплатежеспособные финучреждения.
Зарубежный интерес
Сложившейся ситуацией могут воспользоваться внешние инвесторы. Одним из способов выведения банка с рынка, согласно действующему законодательству, может быть поиск инвестора и последующая продажа финучреждения. «Учитывая низкие суверенные рейтинги Украины и неблагоприятный инвестиционный климат, стоимость продажи банковских учреждений будет очень низкой. Маловероятно, но не исключено, что некоторые инвесторы могут заинтересоваться приобретением таких банков», — размышляет Апостолова. При этом в первую очередь спрос будет на финучреждения с минимальным балансом, поскольку инвестиций в их возрождение требуется меньше, считает Крапивин. Если кто‑то из них и захочет приобрести по дешевке неплатежеспособный банк, рассуждает Кравец, то, скорее всего, это будут завуалированные украинские инвесторы.