Економіка

оборона

Кабмин предлагает увеличить военный бюджет. На что именно потратят деньги — решат позже

Кабмин предлагает увеличить военный бюджет
Фото: Reuters

Правительство предложило парламенту в рамках пересмотра государственного бюджета увеличить расходы на оборону на проведение антитеррористической операции. По словам министра финансов Александра Шлапака, АТО обходится бюджету в 1,5 млрд грн ежемесячно. Теперь специально на проведение боевых действий на востоке страны будет выделено 9,1 млрд грн, или 0,6 % ВВП. С учетом 44,1 млрд грн расходов на Министерство обороны, Министерство внутренних дел, Службу безопасности Украины, Главное управление разведки Минобороны, Службу внешней разведки и Государственную пограничную службу, расходы на оборону государства и вовсе достигнут 53,2 млрд грн, или 3,5 % ожидаемого ВВП. Для Украины это достаточно много. По данным Stockholm International Peace Research Institute (SIPRI), если в 1996‑2000 гг. военные расходы Украины составляли в среднем 3,5 % ВВП, то в 2001‑2007 гг. они сократились до 2,7 % ВВП и продолжили уменьшаться во время финансового кризиса. Лишь в 2013 г. они вернулись на уровень начала нулевых — 3 % ВВП. Правда, по мировым меркам для стран, ведущих войны, 3,5 % ВВП немного. Так, в России в 2008‑2011 гг. на военные расходы направлялось в среднем 3,7 % ВВП, а в 2013 г. — 4,1 %. В США — 4,7 % и 3,8 % ВВП соответственно.

Кроме того, правительство рекомендует увеличить финансирование размещения переселенцев из АР Крым и районов проведения АТО, а также восстановления объектов социальной инфраструктуры (школ, больниц и др.), разрушенных во время военных действий. С учетом финансирования АТО эти расходы составят 16,9 млрд грн. До сих пор ни первые, ни вторые не были специально предусмотрены в действующем госбюджете.

Деньги против терроризма

Средства на проведение АТО и восстановление востока будут выделяться через резервный фонд. Согласно Бюджетному кодексу, в этот фонд направляют средства на непредвиденные расходы, например на ликвидацию последствий стихийных бедствий. При этом в марте 2014 г. Кабмин также внес в перечень форс-мажоров, на которые могут быть потрачены средства фонда, и укрепление обороноспособности страны. Как объясняет директор «CASE Украина» Дмитрий Боярчук, распределять средства между получателями — Минобороны или другими профильными ведомствами — правительство будет фактически вручную своими постановлениями в дополнение к основным средствам, выделенным на эти ведомства.

Финансирование этой «подушки безопасности» не должно превышать 1 % расходов общего фонда госбюджета, но зачастую оно намного меньше. Из-за хронического недофинансирования фонда в 2014 г. на фоне аннексии Крыма и сепаратизма на востоке правительство уже дважды увеличивало сумму, выделенную на фонд. В марте во время пересмотра бюджета она выросла с 1,5 млрд грн (0,4 % суммы расходов общего фонда госбюджета) до 8,3 млрд грн (2,1 % общего фонда). Затем в июне увеличилась еще на 0,6 млрд грн — до 8,9 млрд грн (2,4 %). Если парламент одобрит предложенные Кабмином правки в бюджет, объем резервного фонда вырастет в третий раз — до 25,9 млрд грн (6,7 %). Между тем, по данным Госказначейства, на начало июня ни копейки из средств фонда еще не было использовано.

На случай войны

Кабмин предусмотрел и возможность дальнейшего наращивания расходов на оборону. В проекте изменений в госбюджет предложено установить, что в случае введения военного положения в 2014 г. правительство с одобрения президента сможет принять решение о сокращении расходов госбюджета и направлении высвобожденных средств в резервный фонд. Оттуда эти средства будут черпать на свои нужды Вооруженные силы Украины и другие военные формирования. При этом предлагается разрешить Кабмину устанавливать прожиточный минимум, минимальную заработную плату, размеры соцпомощи малообеспеченным семьям, платы за питание детей в детских садах, другие социальные стандарты и гарантии в зависимости от наличия финансовых ресурсов в госбюджете и бюджете Пенсионного фонда. «Теоретически правительство сможет сокращать эти показатели, но это маловероятно. Скорее всего, их лишь заморозят, как это сделано сегодня», — считает Боярчук.

Мнения экспертов относительно инициатив Кабмина разошлись. Их принятие выведет из‑под общественного контроля миллиардные госзакупки, которые совершает Минобороны и другие госорганы, полагает президент украинского отделения международной организации по борьбе с коррупцией Transparency International Алексей Хмара. По его словам, с учетом последних изменений закон о госзакупках уже сейчас позволяет совершать закупки за бюджетные средства на военные нужды по сокращенной процедуре с участием одного поставщика. Кроме того, можно в уникальных случаях даже проводить закупку без тендеров или по рамочному договору, которое ведомство заключает с определенным поставщиком и при котором впоследствии приобретает продукцию у него без проведения тендера для каждой закупки, отметил эксперт. «Если вывести оборонные госзакупки из‑под действия закона, информация о них — поставщик, цена, детали контракта — перестанет быть доступной для общественности», — полагает Хмара. По его мнению, это станет не только коррупционно емкой сферой, но и даст зеленый свет непрофессиональным решениям чиновников. С другой стороны, отмечает Боярчук, в условиях войны важна оперативность, а не длительный процесс закупки через положенную процедуру, как это произошло в июне, когда из‑за жалобы отдельной компании в Антимонопольный комитет была приостановлена закупка 28 тыс. бронежилетов для Вооруженных сил.

Завантаження...
Комментарии (0)
Для того, чтобы оставить комментарий, Вы должны авторизоваться.
Гость
реклама
реклама