После того как в I квартале 2014 г. индекс потребительского доверия среди жителей нашей страны достиг исторического минимума, по итогам прошлых трех месяцев его значение выросло на пять пунктов и достигло отметки в 61 балл. Таковы данные второго в 2014 г. ежеквартального отчета «Consumer Confidence: Concerns And Spending Intentions Around The World», подготовленного компанией Nielsen. Информацией для анализа послужили итоги онлайн-опроса 30 тыс. потребителей из 60 государств.
Цель исследования — оценка потребителями стран мира состояния местной экономики в II квартале 2014 г., в частности, перспектив на рынке труда и состояния собственных финансов в ближайшие 12 месяцев, а также соответствия текущего периода совершению необходимых покупок. Эта оценка отображает уровень уверенности населения в положительных тенденциях развития национальной экономики, для определения которого эксперты Nielsen разработали глобальный индекс потребительского доверия. Его среднее значение составляет 100 баллов, а более высокие или низкие показатели отображают определенную степень потребительского оптимизма или пессимизма соответственно. Чем выше индекс, тем сильнее местные покупатели верят в положительные сдвиги в экономической среде государства.
Согласно данным отчета, по сравнению с I кварталом текущего года глобальный индекс потребительского доверия вырос на один пункт и составил 97 баллов, достигнув лучшего показателя за последние семь лет проведения исследований. Наивысшую степень оптимизма в прошлом квартале проявляли жители Индии, значение индекса которой за последние три месяца выросло на рекордные семь пунктов и составило 128 баллов. Тройку лучших в мировом рейтинге индекса потребительского доверия дополнили две другие азиатские страны — Индонезия и Филиппины (123 балла и 120 баллов соответственно). В то же время наибольший уровень пессимизма в II квартале 2014 г. был присущ потребителям исключительно европейских стран: худшие показатели индекса потребительского доверия продемонстрировали Хорватия (50), Словения (49) и Португалия (48). В региональном разрезе с наибольшим оптимизмом в будущее смотрят потребители стран Азиатско-Тихоокеанского региона (103), а наибольший пессимизм характерен для европейских покупателей (77).
Рост значения украинского индекса помог нашей стране по сравнению с I кварталом подняться в рейтинге на одну строчку и расположиться на 51‑й позиции, оказавшись в списке между Испанией (62) и Францией (60). Однако, несмотря на положительную тенденцию, экономические ожидания украинцев по‑прежнему остаются пессимистическими: лишь 13 % жителей Украины положительно оценивают свои перспективы на рынке труда, 16 % — текущий период для совершения покупок, 28 % — состояние своих финансов в будущем году. Помимо этого, 90 % наших соотечественников уверены, что Украина находится в рецессии, а половина (51 %) населения уверена, что наша страна не выйдет из нее в ближайшем году.