«Капиталу» стало известно о начале как минимум двух судебных разбирательств, связанных с использованием дизайнерских бутылок. В июле французская компания Saverglass, один из мировых лидеров производства эксклюзивной стеклотары для элитных вин, шампанского и крепких спиртных напитков, подала иск в Хозяйственный суд Киева. Она потребовала признать недействительным зарегистрированный в Украине в 2011 г. патент на промышленный образец бутылки, которую использует холдинг «Баядера» (компания выпускает водку под брендами «Хлібний Дар», «Цельсій», «Козацька Рада»).
Французы обосновывают свое решение тем, что патент на такую же тару они получили в Украине в 2006 г., поэтому просят суд обязать Госслужбу интеллектуальной собственности признать патент «Баядера» недействительным.
По сведениям «Капитала», речь идет о бутылке, которая используется при продаже премиум-водки под торговой маркой Rada (в рознице продается от 100 грн за бутылку).
Откуда берутся бутылки
Водочные компании холдинга «Баядера» заказывают эксклюзивную тару Saverglass для некоторых своих премиум-брендов, таких как «Перша Гільдія Prestige». Но спорный промышленный образец не идентичен французской бутылке, утверждает представитель пресс-службы «Алкогольные традиции» (входит в группу «Баядера»). «Он имеет ряд принципиальных отличий от объекта, запатентованного компанией Saverglass. Укрпатент, принимая решение о регистрации, проводит экспертизу на наличие существенных отличий и новизны объекта от ранее зарегистрированных», — уточнил он.
Промышленный образец, по данным эксперта, прошел формальную и квалификационную экспертизы и получил охранный документ — патент № 22437. В то же время на сайте «Алкогольные традиции» указано, что для Rada используется «стильная европейская бутылка-небоскреб Axel от именитой французской студии премиум-стекла Saverglass». Представитель Saverglass во Франции Юлия Теро сообщила, что направила запрос «Капитала» юристам, которые на момент сдачи номера не предоставили комментарий.
Идеи Nemiroff
Еще один бутылочный спор инициировала дочерняя компания Nemiroff — Nemiroff Intellectual Property Establishment. В июне Хозяйственный суд Днепропетровской области в рамках обеспечительных мер по иску Nemiroff наложил арест на сумму в 220 тыс. грн на счетах ответчика — компании «Вольногорское стекло». Предприятие контролирует в Украине 40 % рынка производства винной стеклотары и производит 1 млн бутылок в сутки. Nemiroff потребовала от компании прекратить производство некоторых бутылок, которые похожи на бутылки нескольких зарегистрированных Nemiroff торговых марок. На указанную сумму в рамках обеспечения был наложен арест. «Мы считаем, что нарушений со стороны завода по отношению к владельцам торговой марки Nemiroff не было», — заверил юрисконсульт «Вольногорского стекла» Николай Гринько.
Собеседник «Капитала» в Nemiroff заявил, что аналогичные претензии были направлены и к другим отечественным стекольным заводам, которые выпускают бутылки по заказу украинских предпринимателей. Им удалось зарегистрировать в Укрпатенте торговые марки, идентичные оригиналам.
Дыры в законе
Директор компании Vindex Павел Мыколюк говорит, что итог судебных споров вокруг промышленных образцов обычно зависит от экспертизы. Если назначенные судом или привлеченные одной из сторон эксперты докажут сходство продукции, то ответчику, скорее всего, придется прекратить ее выпуск. Защита фирменных бутылок, по его мнению, для производителей крепких алкогольных напитков принципиальна. Когда потребитель видит знакомую бутылку, он уже может даже не читать надписи на этикетке. «То есть фактически он может приобрести товар совсем другого производителя», — убежден Мыколюк.
Один из представителей компании — продавца тары под премиум-напитки — говорит, что потеря права на производство бутылок определенного форм-фактора чревата впустую потраченными инвестициями. По его информации, водочная компания вкладывает в каждый комплект оборудования под определенный образец бутылки от € 30‑50 тыс. Разработчик дизайна тары теряет гораздо больше, так как его концепция с небольшими изменениями может использоваться для получения заработка на узнаваемом бренде.
Участники рынка уверены, что проблема в защите прав на производство эксклюзивной тары находится еще и в плоскости законодательства: Укрпатент регистрирует торговые марки и промышленные образцы без детальной экспертизы и все споры в итоге решает суд.