Во время Фестиваля уличной еды, проходившего в Киеве в июне, посетители могли видеть молодого человека с фотокамерой Polaroid. Он фотографировал детей. Сделав снимок, протягивал чистую фотокарточку и предлагал малышам подержать ее в руках. Когда на глазах проявлялась фотография, дети, уже давно привыкшие к цифровым снимкам на экранах компьютеров, планшетов и смартфонов, приходили в восторг.
От «цифры» к ретро
Фотографом-фокусником, развлекавшим детей, был основатель магазина моментальной фотографии Fotovramke Дмитрий Бут. Зеркальную камеру он купил еще в 2009 г. и с тех пор с головой погрузился в мир фотографии. Однако спустя два года осознал, что начинает теряться в собственных цифровых фотоальбомах. «Сотни тысяч фотографий, специально купленный для их хранения жесткий диск… Но ничего ценного в этих терабайтах изображений не было», — вспоминает Бут.
Спустя некоторое время наш собеседник, живший тогда в Москве, нашел магазин моментальной фотографии и купил старый Polaroid. То, что получалось, показывал друзьям, и они, как дети, не могли сдержать восторг от давно забытых желтоватых полароидных снимков.
В мае 2012 г. Бут вернулся в Киев и решил через социальные сети продавать товары для моментальной фотографии, так как в городе никто ничего подобного не предлагал. Впрочем, у Дмитрия нет конкурентов и по сей день. «Я потратил на закупку кассет для моментальной фотографии примерно $ 1,5 тыс. Создал группы в соцсетях и стал эти кассеты продавать. Особого риска не было, так как я понимал, что рано или поздно все реализую», — говорит он.
Однако кассеты расходились намного медленнее, чем хотелось бы предпринимателю. Тогда он понял, что нужны еще и фотокамеры. Поиск старых аппаратов Polaroid молодой человек начал на киевских барахолках и в сообществах фотографов. За полгода собрал порядка 20 ретрокамер.
Собственный небольшой магазин моментальной фотографии у Дмитрия появился лишь в феврале 2013 г. Это стало возможным благодаря предновогоднему корпоративному заказу, который он получил в декабре 2012 г. Тогда рекламное агентство заказало у него на подарок для своих клиентов камеры Fuji — современные фотоаппараты, также производящие моментальные снимки. После этого заказа у Бута появились деньги, чтобы арендовать небольшую комнатку под первый магазин и расширить модельный ряд продаваемой техники за счет покупки камер и кассет Fuji.
Магазин фотостранностей
Сегодня магазин занимает уже более просторное помещение, на полках стоит порядка сотни камер. Выглядит это несколько сюрреалистично: на одних стеллажах расположены громоздкие и причудливые ретрокамеры, на других — голубенькие, розовенькие, беленькие Fuji. Поддерживает этот диссонанс и сам хозяин: современно одетый молодой человек сидит за столом и чинит объемистую старую технику.
Модельный ряд примерно наполовину состоит из ретрокамер, вторая часть стеллажей отдана под современные пленочные фотоаппараты Lomo и моментальные камеры Fuji. Самая дорогая ретрокамера в магазине Fotovramke стоит 3 тыс. грн. Это раритетный Polaroid SX-70 выпуска 1972 г. Для того времени это был прорыв с точки зрения дизайна, поэтому один такой экземпляр хранится сегодня в Британском музее дизайна. Именно этой камерой снимали Энди Уорхолл и Андрей Тарковский. Если говорить о реализации, то, по словам предпринимателя, порядка 80 % доходов дает продажа камер Fuji и Polaroid, а также кассет к ним. Остальное приходится на долю аксессуаров и фотоаппаратов Lomo.
Кроме того, Бут старается заработать и на аренде фотокамер. Условия просты: необходимо оставить залог и оплатить 130‑150 грн за пять дней аренды. Кассеты нужно покупать отдельно.
«Сдавать камеру в аренду мне подсказали собственники московского магазина моментальной фотографии, с которыми мы дружим до сих пор. Это действительно очень удобный ход, потому что клиент имеет возможность не покупать камеру, а вначале поработать с ней и лично оценить ее потенциал. Хотя нередки случаи, когда камеры из залога не возвращаются: арендатор звонит и говорит, что покупает ее», — рассказывает Бут.
Не только для хипстеров
Современная камера обходится в 1300‑1600 грн, а ретро стоит от 250 грн до 3000 грн. Кассету на восемь снимков для старой модели можно приобрести за 370 грн, в то время как для Fuji — за 160 грн на десять фото. И если в первые месяцы работы магазину удавалось продавать всего по пять современных и ретрокамер, то сегодня ежемесячно реализовывается не менее 15 штук. Порядка 50 % продаж приходится на Киев и область.
По наблюдениям бизнесмена, клиенты, которые покупают ретро, отличаются от тех, кто предпочитает современные камеры. Но в любом случае это люди со средним доходом и выше. С винтажной техникой предпочитают работать дизайнеры, архитекторы, люди, связанные с графикой. Обычному человеку эти снимки могут показаться некачественными, а вот дизайнерам очень важно получить именно ретрофотографию.
«Если говорить о Fuji, то этой маркой интересуются молодые люди в возрасте до 35 лет. Некоторые покупают камеру, чтобы выделиться: сегодня на вечеринке вряд ли кого‑то удивишь крутым фотоаппаратом или последним айфоном, а вот цветастая камера, делающая моментальные снимки, — другое дело», — заверяет Дмитрий Бут. «Сейчас мы с магазином Fotovramke запустили совместную акцию по продвижению нашей продукции. Тот, кто купит Polaroid, получает 10 % скидки на приобретение нашей продукции и наоборот», — говорит Дмитрий Криволап, собственник ателье Churchill, специализирующегося на ручном пошиве галстуков-бабочек. Он считает, что у их компаний аудитория пересекается.
Камеры часто приобретают и для детей. Так современные родители пытаются приучить их относиться к искусству фотографии с большим уважением, а не щелкать все подряд. Актриса и телеведущая Даша Малахова признается, что камера для моментальных снимков попала к ней в руки случайно — два года назад она получила ее в подарок. «Теперь эту камеру я постоянно использую в своей кулинарной школе, — отметила она. — Можно сказать, что она у нас горячая от работы. Поэтому я подумываю купить еще одну, чтобы была и в офисе, и дома, ведь мои домочадцы тоже ее обожают». Малахова рассказывает, как ее сын Матяш запечатлел в деталях отдых на даче. Он снимал все: хлебницу, колесо от машины и так далее — сделал около 40 фотографий. «А самый незабываемый снимок сделал мой муж в прошлом году. Второго января к нам пришли гости. Естественно, стали фотографировать. Муж вызвался сам показать высший класс. Сделал снимок, но когда фотография проявилась, гости заплакали от смеха: их лица на снимке были обрезаны в районе носа, были видны только улыбки. Теперь эта фоторабота у нас называется «как делать не надо», — говорит Малахова и добавляет, что на моментальную фотографию присадила даже свою подругу — художницу Евгению Гапчинскую.
Шаг в будущее
Руководитель фотошколы «Киевский Арт Колледж» Максим Широков уверен: даже несмотря на такой узкий сегмент, у проекта Дмитрия Бута есть будущее. «Многие забыли, что такое живая фотография, а подержать в руках то, что ты снял, это кайфово. Это фотография, над которой ты думаешь», — поясняет Широков.
Надеется на дальнейшее развитие проекта и Дмитрий Бут. Во-первых, предприниматель рассчитывает на количественный рост показателей, ведь еще в феврале он открыл магазин в Одессе. «Конечно, благодаря инструментам интернет-торговли и службам доставки можно вообще ничего не открывать. Но мы убеждены, что поступили правильно. Хотя из‑за политико-экономической ситуации, скорее всего, сместятся сроки выхода этой точки на самоокупаемость», — рассуждает Дмитрий. Магазин в Киеве уже окупился и является основным бизнесом для предпринимателя, сделавшего ставку на ретроснимки.
Во-вторых, бизнесмен надеется на изобретательность производителей. Это позволит ему и дальше расширять модельный ряд и привлекать аудиторию, которая пока отдает предпочтение «цифре». Например, компания Fuji уже выпустила принтер, который можно подключить к мобильному телефону и распечатать моментальную фотографию. Да и Polaroid заявляет о выпуске к концу этого года цифровой камеры с возможностью моментальной печати, а также функцией Wi-Fi. То есть владелец такой камеры сможет сразу выложить фото в Instagram или, наоборот, скачать из соцсетей фото и распечатать его.