Любителям древесно-кедровых или огуречно-свежих парфюмов из массовых серий, возможно, стоит пересмотреть свои предпочтения. «Сегодня в тренде — сочетания запахов, передающие гамму самых неожиданных и даже болезненных чувств и явлений: отчаяния, ненависти, грубой мужской силы и тяжелой победы, — говорит ведущий столичный консультант одной из парфюмерных сетей Александр Винников. — Ароматы, которые создают по принципу антипарфюмерии, презирают любые нотные гармонии и переворачивают традиционные представления о том, чем должен пахнуть человек». Винников приводит пример: одна из испанских селективных марок предлагает носить в качестве аромата запах пыли на разогретой поверхности лампы. Сегодня, по его словам, пользуются популярностью запахи мокрого асфальта, бензина, моторного масла, алюминия, марихуаны, стирального порошка, гари и даже крови.
Ноты конопли
Неожиданные ароматы берут на вооружение как элитарные нишевые марки, так и коммерческие раскрученные бренды. К примеру, голландский парфюмерный дом Nasomatto, основанный одним из самых скандальных современных парфюмеров Алессандро Галтьери, выпустил в свет парфюмерную композицию Black Afgano by Nasomatto, посвященную гашишу и названную в его же честь. Придумал этот терпкий аромат с нотами конопли и кофе сам Галтьери. В описании парфюма говорится, что он «демонстрирует гашиш с его лучшей стороны».
По словам Екатерины Шпоть, бренд-менеджера направления парфюмерия ООО «РУШ» линии магазинов EVA, анализ like-for-like (без учета роста сети) в первом полугодии 2014 года по сравнению с аналогичным периодом 2013 года показывает сокращение 2 % в группе товаров элитной парфюмерии. А вот в нишевой парфюмерии падения не наблюдается, утверждает консультант-парфюмер Ринат Хананов.
В Украину мода на нетрадиционные мужские парфюмы пришла недавно. Известный в столице девелопер, глава строительной компании Александр Сергиенко (имя и фамилия изменены по просьбе собеседника. — «Капитал») признается: интересоваться парфюмами с нестандартными запахами начал достаточно давно. «Как и многие, я долгое время не придавал значения тому, чем брызнуть на себя утром после бритья, — смеется Александр. — Мое внимание к аромату привлекла одна знакомая. Как‑то шутя она бросила: «Очень удобно, что от тебя на моей кофточке остается тот же запах, что и от моего мужа. Он ни за что не догадается!» Это сильно задело мое самолюбие, и я стал придирчиво выбирать парфюмы. Старался, чтобы это был не коммерческий аромат, который есть на каждом втором. Так узнал о существовании уникальных ароматов».
Среди таких оказался парфюм «1888», названный так в честь года выпуска. Его рецептура и технология приготовления с тех самых пор сохраняются неизменными. Или Molecule 03, одно время очень популярный в Голливуде, и лимитированная серия от Bois 1920. «Меня стали раздражать все эти кедры, имбирь и грейпфруты, присутствующие в большинстве даже самых престижных ароматов, — признается Сергиенко. — Я понял, что хочу и могу себе позволить иметь запах, который не обязательно должен быть таким, какой в обществе принято считать приятным. Но при чем здесь чужое мнение? Запах — это нечто очень личное, как нижнее белье, и он должен быть удобен, уникален и связан непосредственно с тобой. Это как вторая кожа». Александр с детства обожает охоту, запах сырого леса, пороха и свежей крови. «Почему я должен отказывать себе в удовольствии и не наносить подобный запах на себя?» — размышляет он. Через несколько часов после нанесения такие парфюмы начинают звучать по‑другому, сливаются с телом и одеждой и уже не шокируют окружающих, делится молодой человек.
Внутри флакона
Селективная парфюмерия — это не только шокирующие запахи. В первую очередь это эксклюзивные образцы с богатым, не похожим на другие звучанием. «Нишевые запахи создаются годами, для них отбираются высококачественные, редкие, подчас совершенно неожиданные ингредиенты, — рассказывает Александр Винников. — В коммерческой парфюмерии все подчинено законам бизнеса, а в нишевой царит атмосфера творчества. Автор-парфюмер может несколько лет вынашивать идею, жить в определенной атмосфере, например в тиши монастыря, на побережье приморского городка, нагретого солнцем пляжа, изучать какой‑то запах, прежде чем воссоздать его и упрятать во флакон. Отсюда — редкие и неповторимые запахи, лимитированные серии и высокая, подчас очень высокая цена».
В селективной парфюмерии используют натуральные ингредиенты, масла и фрагменты растений, а также продукты жизнедеятельности животных, поясняет эксперт. К примеру, популярная в парфюмерии амбра — воскоподобное вещество, которое скапливается на стенках кишечника кашалота. Оно придает духам необыкновенную стойкость и яркость звучания.
При сборе растений для парфюма учитывается не только их вид, но и условия, в которых они росли. Многое зависит от количества солнечных дней в году, от того, как часто растение опылялось насекомыми. Так что запах не меньше зависит от урожая, чем, скажем, марочное вино, отметил Винников. Например, одна из компаний, работающая в жанре нишевой парфюмерии — L’Artisan Parfumeur, — девять лет назад скупила на Тунисе весь урожай цветов апельсинового дерева. Так появилась новая линейка ароматов. Цветов хватило на производство ровно 2990 флаконов. «Сами понимаете, что каждый такой аромат — уникален», — говорит Александр.
Один флакончик селективных парфюмов на мировых рынках обходится в среднем в € 300‑500. Есть и совсем редкие, которые существуют буквально в единичных экземплярах, а потому цена на них в десятки и сотни раз выше.
Впрочем, любители роскоши готовы платить не только за потрясающий аромат — некоторые производители «упаковывают» парфюмы в очень дорогие флаконы, инкрустированные золотом и украшенные драгоценными камнями. Они выставляются преимущественно на аукционах со стартовой ценой в $ 150‑300 тыс.
В Украине выбор селективной парфюмерии пока очень невелик — представлены лишь несколько десятков парфюмов от разных брендов. Специализированных бутиков фактически нет. «Существуют лишь так называемые shop in shop — закрытые бутики на территории крупных парфюмерных сетевых магазинов, — добавил Винников. — Но если человек ищет свой запах, ему нужно сравнить немало ароматов, поэтому лучше обратиться за помощью к профессиональному парфюмеру-консультанту. Часто украинцы, которые могут себе это позволить, отправляются для этого в Европу».
Инструмент манипуляций
Парфюм не только доставляет удовольствие своему обладателю, но и выполняет множество прикладных задач. Как отмечает Хананов, мужчины при выборе аромата учитывают этот фактор значительно чаще женщин. «Если хотите подавить волю соперника — применяйте парфюмы, в составе которых присутствует амбра, — рекомендует Ринат. — Чтобы подчеркнуть свою руководящую роль в коллективе, к хорошему костюму стоит «надеть» аромат с нотами кожи, коньяка, древесины. Энергичный молодой человек, не привыкший никому уступать, может выбрать аромат с запахом бензина, газа и сигарет».
«Запах — это колоссальное средство манипуляции, — соглашается психоаналитик, координатор Кризисного центра украинской ассоциации психоанализа, преподаватель Международного института глубинной психологии, преподаватель магистратуры гуманитарных и социальных наук по психологии университета в Ницце Ирина Михайлошина. — Например, ароматы лаванды, ромашки, лимона и сандалового дерева ослабляют активность головного мозга быстрее, чем любой депрессант. А жасмин, роза, мята и гвоздика возбуждают клетки серого вещества мощнее, чем крепкий кофе. Сегодня это открытие широко используют, например, японские фирмы. В определенные часы по системе кондиционирования в служебные помещения закачиваются строго выверенные комбинации ароматических веществ. Это позволяет повышать производительность труда персонала на 50 % и снижать количество ошибок в среднем на 20 %».
В любом случае запаха на вас не должно быть слишком много, предупреждает Хананов. Иначе это не поможет, а будет свидетельствовать о глубокой неуверенности его обладателя в себе.
ТОП-5 самых дорогих и необычных мужских ароматов