В конце прошлой недели Верховная Рада приняла закон о реформировании украинской газотранспортной системы. Согласно документу, для управления отечественной ГТС будут созданы две компании: одна будет ведать газопроводами, вторая — хранилищами. В этих структурах контрольные пакеты акций останутся за государством, остальные ценные бумаги смогут приобрести европейские или американские инвесторы. Таким образом, в вопросе российского «Газпрома», который на протяжении последних нескольких лет добивался участия в управлении украинской ГТС, парламент поставил жирную точку. Верховная Рада оставила за собой контроль над соблюдением этого запрета: компании-претенденты на участие в украинском газотранспортном бизнесе должны будут получить одобрение парламента и отчитываться перед ним каждые пять лет.
Гуд-бай, «Газпром»
Чтобы еще надежнее оградить ГТС от возможных посягательств российского монополиста, депутаты внесли в первоначальный проект закона уточнение: компании, претендующие на допуск к ГТС и ПХГ, должны будут раскрыть полную информацию о своих бенефициарах (нет ли в их числе «Газпрома» или связанных с ним компаний), а их смену согласовывать с украинской стороной.
Директор центра энергетических программ Центра Разумкова Владимир Омельченко отметил, что с точки зрения среднесрочной и долгосрочной перспективы принятый закон позитивный. Он учитывает украинские обязательства перед Энергетическим сообществом относительно разделения государственного газового бизнеса на отдельные функции — по добыче, транспортировке и продаже газа.
Очередей не будет
Правительство рассчитывает с принятием этого закона убить двух зайцев: привлечь европейские компании в управление украинским газовым бизнесом, а их деньги — в модернизацию ГТС. Как следствие — планируется снизить шансы на строительство «Южного потока», с помощью которого «Газпром» хочет увеличить объем транзита в обход Украины.
Впрочем, Кабмин отдает себе отчет в предстоящих сложностях с привлечением иностранных компаний. «Непросто будет привлечь инвестора, но это повод начать переговоры», — заявил в парламенте при рассмотрении законопроета премьер-министр Арсений Яценюк. А пресс-служба НАК «Нафтогаз України» распространила заявление, что компания в ближайшее время намерена начать переговоры с заинтересованными юрлицами из ЕС и США об их участии в управлении украинской ГТС. Однако опрошенные «Капиталом» эксперты солидарны с главой правительства, что быстрых результатов ждать не стоит. «Следует отметить, что на сегодняшний день никто из серьезных инвесторов в украинскую ГТС деньги вкладывать не будет, так как она достаточно рискованная. В этой сфере много непрозрачности. К тому же регулирование в энергетическом комплексе у нас очень плохое — действует множество коррупционных схем. Поэтому ожидать, что завтра появится толпа инвесторов, не стоит», — считает Омельченко. Он также добавил, что для создания благоприятных условий для вхождения иностранных компаний в ГТС необходимо будет провести реформу «Нафтогазу», которая уже давно назрела. «Эта компания в ее сегодняшнем виде является удавкой на шее всей отечественной экономики», — полагает эксперт.
Плохое финансовое состояние НАК уже стало притчей во языцех, и правительство периодически предпринимает финансовые вливания в компанию с целью поддержки ее на плаву. В частности, в начале августа Кабмин поручил Минфину выпустить облигации внутригосударственного займа на 63,3 млрд грн. Деньги от продажи бумаг пойдут «Нафтогазу».
Кроме того, отметил Омельченко, необходимо будет повысить уровень регулятора — Национальной комиссии, осуществляющей государственное регулирование в сфере энергетики, а также прекратить субсидирование отдельных категорий потребителей газа.
По мнению сопредседателя Фонда энергетических стратегий Дмитрия Марунича, правительству предстоит еще привести в соответствие с новыми реалиями всю необходимую юридическую базу. «Не уверен, что все необходимые документы приведены к такому виду, который позволит заработать СП в ближайшее время», — заявил он.
Будет дороже
Понятно, что европейские или американские компании придут в украинский газовый бизнес зарабатывать деньги на функционировании ГТС, поэтому это приведет к повышению тарифов, убеждены эксперты. «Если рассматривать украинскую ГТС как бизнес, тогда нужно повышать тарифы на все — на хранение газа, его транзит. А у нас тарифы просто смешные и их нужно поднимать в несколько раз. Кто за это заплатит? Конечно, потребители», — предупреждает Марунич.
Во сколько же обойдется потребителям газа повышение ставок на его хранение и транспортировку, пока сложно точно сказать. Сейчас тариф на закачку газа в ПХГ и выкачку его составляет 32,9 грн за тыс. куб. м за каждую операцию, на хранение — 46,2 грнсоответственно. «Поскольку тариф на хранение символический, сейчас его платит «Укртрансгаз». К тому же он не заложен в стоимость газа для потребителей», — пояснил Марунич. По его информации, в Европе тарифы на хранение газа составляют в среднем $ 25 за тыс. куб. м. Только повышение до рыночного уровня ставки за хранение может увеличить тариф на газ для потребителей на 5‑7 %, приводит примерные подсчеты эксперт. В то же время повышение тарифов с целью увеличения доходности украинской ГТС может отбить у покупателей желание получать газ транзитом через Украину и вместе с тем сделать более привлекательными альтернативные маршруты транспортировки — «Южный поток» и «Северный поток», заверил Марунич.