Правительство решило начать налоговую реформу с минимального сокращения налоговой нагрузки и максимального количества номинальных правок. Первый из череды законопроектов, в которые будет оформлена концепция реформы, нацелен прежде всего на продвижение Украины в рейтинге Всемирного банка Doing Business. То есть на облегчение условий ведения бизнеса за счет номинального сокращения количества налогов и сборов с 22 до 9 и налоговых платежей с 172 до 52 в год. Ожидавшемуся снижению налоговой нагрузки в этом документе места не нашлось.
Уменьшение числа налогов и сборов — одна из наименее спорных и фискально проблемных мер налоговой реформы. Она планировалась еще бывшим министром доходов и сборов Александром Клименко и сейчас поддерживается Александром Шлапаком, который перенял инициативу по разработке налоговой реформы у министра экономического развития и торговли Павла Шереметы.
Во-первых, законопроект предлагает полностью избавиться лишь от тех налогов и сборов, которые некритичны для наполнения бюджета. А таких Кабмин насчитал восемь: сбор за ведение некоторых видов предпринимательской деятельности, сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на природный газ для потребителей всех форм собственности, сбор за места для парковки транспортных средств, туристический сбор, сбор на развитие виноградарства, садоводства и хмелеводства, а также рентная плата за транспортировку нефти и нефтепродуктов магистральными нефтепроводами и нефтепродуктопроводами, транзитную транспортировку трубопроводами природного газа и аммиака по территории Украины. По данным Государственной казначейской службы, в 2013 г. эти восемь налогов принесли в сводный бюджет 4,5 млрд грн, что составило всего 1,3 % всех налоговых поступлений и 1 % совокупных доходов. В то же время для налогоплательщиков эта инициатива может иметь благоприятный эффект. Например, отмечает руководитель налогово-юридической практики EY Владимир Котенко, для получателей так называемого торгового патента, которым сейчас необходимо выплачивать сбор за ведение некоторых видов предпринимательской деятельности. Таких лиц на данный момент 123 тыс.
Во-вторых, большая часть налогов и сборов исчезнет лишь номинально, объединившись с другими. В ходе подобного укрупнения налогов сбор за первую регистрацию транспортного средства, экологический налог с топлива, сбор в виде целевой надбавки к действующему тарифу на тепловую и электрическую энергию будут присоединены к акцизу. Сбор за использование лесных ресурсов войдет в экологический налог. Плата за пользование недрами, радиочастотным ресурсом и сбор за использование воды будут объединены в рамках рентной платы. Налог на недвижимое имущество, отличное от земли, и плата за землю превратятся в единый налог на недвижимость. А фиксированный сельскохозяйственный налог будет поглощен единым налогом. Нежелание правительства отказываться от них полностью объясняется тем, что, в отличие от первых восьми налогов и сборов, здесь цена вопроса гораздо выше. Доходы, которые приносили эти налоги и сборы, составляют 37 млрд грн, если не считать более крупных акцизного и единого налогов, к которым ряд более мелких был присоединен. В масштабах сводного бюджета это составляет 10,4 % налоговых поступлений и 8,3 % совокупных доходов. «Значительного облегчения для налогоплательщиков укрупнение налогов и сборов не принесет. Небольшое улучшение произойдет, если будет упрощена декларация и улучшена процедура администрирования этих новых налогов», — полагает Котенко.
Бизнес должен согласовать данный проект закона в кратчайшие сроки. «В понедельник по поручению замминистра финансов Дениса Фудашкина проект документа был разослан в профильные бизнесс-ассоциации с установкой «рассмотреть законопроект и высказать свои предложения к нему до 19 августа», — уточнил «Капиталу» источник в аппарате Кабмина. На прошлой неделе глава ГФС заявил, что Кабинет министров рассчитывает, что уже 2 сентября данный законопроект и все последующие документы, в которые будет оформлена концепция, будут рассмотрены в парламенте.
Впрочем, в рейтинге Doing Business 2015, который будет опубликован осенью, эти нововведения учтены не будут. Они отобразятся на позиции Украины уже в Doing Business 2016, поскольку вступление законопроекта в силу в случае его принятия запланировано на начало 2015 г., как и всей налоговой реформы в целом. На какое именно место Украины в Doing Business рассчитывает Кабмин от данной инициативы, в законопроекте не указывается. В прошлогоднем рейтинге Украина заняла 112‑е место в целом по условиям ведения бизнеса и 164‑е в частности в категории уплаты налогов.