В Киевской городской государственной администрации разрабатывают инвестиционный план создания сети хлебных киосков на 400‑500 точек, рассказал «Капиталу» первый заместитель председателя КГГА Игорь Никонов. Ключевым условием инвестиционного конкурса будет сохранение в течение трех лет цен на 10 сортов социального хлеба. За основу возьмут цены по состоянию на 15 августа. Среди требований к инвестору — четкое определение объемов производства социального хлеба, продажи его в достаточном количестве, бесперебойная доставка и высокое качество.
«Взамен победитель конкурса получает доступ к рынку сбыта и льготные условия аренды участков под киоски», — отметил Никонов и добавил, что подробные условия конкурса КГГА обнародует в ближайшие два дня.
Хотят дешевый хлеб
Инициатива КГГА — это ответ на 10 %-е подорожание продукции крупнейшего поставщика хлеба в Киеве — компании «Киевхлеб», объяснил изданию Никонов. В понедельник производитель повысил цены на 30 копеек на социальные сорта хлеба и на 30‑90 копеек на остальную продукцию.
По словам председателя правления предприятия Владимира Череды, из‑за девальвации национальной валюты финансовое состояние компании не позволяет больше сдерживать цены. «У меня все контракты на оборудование в евро. Нам бы закончить реконструкции, но ситуация такова, что прогнозировать что‑то сложно», — пояснил он.
Отметим, прошлый год «Киевхлеб» закончил с чистой прибылью 20,38 млн грн. Убытки от производства социального хлеба компания покрыла за счет другой своей продукции: сдобы, кондитерских изделий.
Компания «Хлебные инвестиции» (торговая марка «Царь Хлеб») повысила цены на свою продукцию еще весной. «Сложно было работать — у нас цены немного ниже, чем у «Киевхлеба», но мы их повысили», — рассказал почетный президент компании Юрий Трындюк. Второй конкурент — «Хлебокомбинат «Кулиничи» (торговая марка «Кулиничи») — ценовую политику не пересматривал.
Вытеснить конкурента
Проект, предлагаемый КГГА, не будет пересекаться с существующей фирменной розницей игроков рынка. «Это совсем другая сеть, на ней не заработаешь. Разве что за счет масштаба можно расширить рынок сбыта», — говорит Череда. Однако никто из лидеров рынка не планирует отказываться от участия в конкурсе. «Конечно, будем участвовать», — заверил «Капитал» генеральный директор хлебокомбината «Кулиничи» Вадим Погребняк. По словам Трындюка, даже если инвестор выиграет конкурс, далеко не факт, что он будет соблюдать его условия. «Можно зафиксировать цену только на один или два вида хлеба. А остальные цены регулировать торговыми наценками», — говорит он. Целесообразно, уверен Трындюк, чтобы победитель конкурса держал цены стабильными не только в этой сети, но и в других точках, куда поставляет хлеб.
20 % составляет торговая наценка на хлеб в рознице. Оптовикам он отпускается дешевле
Победитель конкурса сможет потеснить конкурентов, а за счет роста объемов продаж снизить себестоимость продукции и увеличить прибыль. «Прибыль зависит от размера торговой наценки. Сейчас в рознице хлеб продается с 20 %-й наценкой и более. Оптовикам же он отпускается дешевле», — сообщил генеральный директор отраслевого объединения «Укрхлебпром» Александр Васильченко. Он считает, что в случае минимизации себестоимости и при наличии, помимо собственной фирменной розницы, социальной сети киосков, победитель инвестиционного конкурса может даже вытеснить одного из конкурентов.
По данным Государственной службы статистики, в 2013 г. официальный объем производства хлеба в Украине составил 1,5 млн т. Объем же внутреннего потребления, подсчитал Васильченко, составляет 4,5 млн т хлеба. Разница обеспечивается теневым производством.