Минфин рассчитывает на расчет госбюджета-2015 на новой ресурсной базе. Ее должно обеспечить принятие в целом законопроекта № 4435а о бюджетной децентрализации. «Мы рассчитываем на то, что документ будет рассмотрен парламентом и принят в первом чтении в начале сентября», — заявил министр финансов Александр Шлапак.
Документ вызвал много вопросов у депутатов — в том числе о ликвидации в будущем субвенций из госбюджета на покрытие разницы в тарифах на коммунальные услуги. «Этот законопроект внесен без каких‑либо расчетов, которые бы свидетельствовали о том, что он предполагает действительно децентрализацию. Пока речь идет о перераспределении налоговых поступлений, немного другом механизме бюджетных расчетов, но не децентрализации», — считает народный депутат Наталья Новак (УДАР).
Она обращает внимание на то, что пока плюсы и минусы для населенных пунктов от реформы неясны. Например, одно из новшеств касается закрепления за местными бюджетами 10 %-го налога на прибыль. По словам Новак, от этого могут выиграть большие города с высокой бизнес-активностью, однако в небольшие населенные пункты приток ресурса может оказаться минимальным. «Мы ожидаем от Минфина конкретных расчетов», — настаивает депутат.
Спорным эффект от децентрализации делает и то, что вместе с дополнительным ресурсом от перераспределения налогов правительство передает регионам полномочия по финансированию различных госпрограмм и содержанию, по словам Шлапака, около 900 объектов в сферах образования, здравоохранения и др.
Впрочем, авторы законопроекта продолжают его совершенствовать. Сейчас на уровне Министерства финансов проводятся заседания профильной рабочей группы, которая корректирует расчеты итогов реформы. «Из расчетов о возможном увеличении ресурса местных бюджетов решено исключить поступления от единого налога, поскольку он и так относится к местным. А в рамках реформы предлагается его зачислять не в бюджет развития, а в общий фонд местных бюджетов», — сказал «Капиталу» эксперт по вопросам местных бюджетов Ассоциации городов Украины Александр Слобожан. Таким образом средства местных бюджетов увеличатся на 15,7 млрд грн, а не 23,4 млрд грн, как было озвучено ранее.
При этом, уточняет эксперт, Минфин конкретизировал объем базовой дотации в размере 5,4 млрд грн.
Напомним, в рамках децентрализации Кабмин предлагает отнести плату за землю к местным налогам и расширить базу налогообложения налогом на недвижимое имущество за счет обложения коммерческой недвижимости. Стоимсоть такого шага — 2,7 млрд грн дополнительных доходов. Минфин также настаивает на введении в качестве дополнительного источника наполнения местных бюджетов 2 %-го сбора от стоимости реализованного товара.Также министерство предлагает зачислять в общий фонд местных бюджетов плату за предоставление административных услуг (это должно дать 1 млрд грн дополнительного ресурса) и 10 %-го налога (еще 4,4 млрд грн).
Министерство финансов уже подготовило поправки к Налоговому кодексу об улучшении условий ведения бизнеса, в которых использовало идеи налоговой реформы и реформы по децентрализации госфинансов. Сейчас они проходят согласование.