В Украине на фоне общеэкономического спада активизировался речной и морской транспорт. Согласно данным Госстата, в январе-июле перевозки грузов водным транспортом увеличились на 12,1 %, до 2,9 млн т, в сравнении с аналогичным периодом 2013 г. Переработка экспортных грузов увеличилась на 18,9 %, правда, перевалка транзитных сократилась на 7,6 %. Первый заместитель председателя Администрации морских портов Украины Юрий Васьков, комментируя ситуацию «Капиталу», связывает положительную динамику работы водного транспорта прежде всего с ростом объемов перевозки зерна. «Сегодня логистика трейдеров устроена таким образом, что к портам зерно все чаще подвозят рекой», — говорит он.
Всего же через морские торговые порты (МТП) Украины, уточнили в администрации, за 7 месяцев текущего года перевалка зерна составила около 12,8 млн т, тогда как за тот же период прошлого года МТП обработали 6,7 млн т таких грузов. Кроме того, положительную динамику показали речные перевозки стройматериалов, сообщил «Капиталу» директор департамента государственной политики в сфере морского и речного транспорта Мининфраструктуры Дмитрий Демидович. В морских портах за январь-июль 2014 г., по его словам, выросла перевалка угля (на 15 % по сравнению с аналогичным периодом прошлого года), металлопроката (на 16 %), металлолома (на 36 %).
Инициатива
Сегодня Минифраструктуры ведет активную работу по переориентации грузопотоков с автодорог, на которые в последние годы приходилась основная нагрузка, на железнодорожный и речной транспорт. Как ожидают в министерстве, это позволит увеличить конкурентоспособность украинских товаров на внешних рынках. Дмитрий Демидович утверждает, что упор делается на возобновление судоходства по Днепру. По его словам, министерство уже подготовило проект закона «О внутреннем водном транспорте» и в самое ближайшее время планирует направить его в парламент. Суть законопроекта заключается в определении правил игры на рынке речных и каботажных перевозок и зоны ответственности его игроков и контролирующих органов, чего до сих пор не было в этой сфере.
Для того, чтобы рассчитывать на возрождение судоходства, строительства судов малотоннажного флота и развития речной портовой инфраструктуры, необходимо прописать в законе нормы защиты инвестиций в эти сферы, считает директор компании «Гермес-Трейдинг» (оператор речных перевозок) Юрий Скичко. Он подсчитал, что для эффективного использования речных артерий страны необходимы инвестиции в дноуглубление: Днепра— $ 2,6 млн, а Южного Буга— порядка $ 10 млн. «И чтобы такие средства могли зайти в страну, заинтересованные в этом структуры должны увидеть в законодательстве защиту своих интересов», — говорит эксперт.
Трудности на маршруте
Пока же рост популярности речного транспорта имеет и оборотную сторону медали. Юрий Скичко сетует на то, что на сегодняшний день в стране огромный дефицит малотоннажного речного флота. Это произошло как раз потому, что многие грузоотправители, в основном из восточной части страны, переориентировали свои поставки на речной транспорт. Например, горнорудные и металлургические компании стали вытеснять с рынка зернотрейдеров, которым последнее время не хватает речных судов для удовлетворения спроса. Речники предпочитают металлургов в качестве клиентов, полагает Скичко, потому что последние эффективнее используют речной транспорт, поскольку нуждаются как в поставках продукции и сырья как в направлении морских портов, так и в обратном.
Горнорудные и металлургические компании стали вытеснять с рынка зернотрейдеров, которым последнее время не хватает речных судов
Еще одним фактором, сдерживающим развитие рынка, считается стоимость лоцманской проводки по украинским рекам. По словам Скичко, сегодняшние тарифы делают невозможными заходы в украинские реки судов под иностранным флагом. «Мы будем обращаться к правительству с просьбой снизить тариф и провести демонополизацию этого вида услуг на внутренний водный путь», — говорит он.