Креди Агриколь Банк пытается взыскать через суд $ 27,3 млн с одного из крупнейших сельхозпроизводителей в стране — агрохолдинга «Мрия» (принадлежит бизнесмену Ивану Гуте). Согласно определению Хозяйственного суда Ивано-Франковской области от 13 августа, банк имеет претензии к восьми компаниям, входящим в холдинг: украинским «Мрия Центр», «Мрия Подгайцы», «Мрия Лизинг», «Кагро», «Лемковская Мрия», «Мрия АгроХолдинг», «Мрия Карпат» и кипрской «Мрия Агро Холдинг Паблик Лимитед».
Креди Агриколь Банк просил арестовать имущество и счета должника, но суд удовлетворил иск частично и заблокировал только деньги холдинга. «Предложенные истцом способы обеспечения иска не отвечают требованиям по сбалансированности интересов сторон. Наложение ареста на счета и имущество может привести к остановке хоздеятельности», — сказано в определении суда. В финучреждении комментировать ситуацию не стали, ссылаясь на банковскую тайну. Запрос «Капитала» к компании «Мрия» остался без ответа.
Долговая лавина
Финансовое состояние «Мрии» вызывает вопросы о ликвидности не только у краткосрочных кредиторов, но и у держателей евробондов. Подорожание сырья, удешевление агропродукции, а также сложности с получением новых кредитов привели к просрочке платежей по долгам агрохолдинга. 1 августа «Мрия» заявила о невозможности рассчитаться по своим обязательствам по облигациям на сумму $ 400 млн до 2018 г. с купоном 9,45 %. Согласно сообщению компании на сайте Ирландской фондовой биржи, холдинг изучает возможность реструктуризации баланса с целью восстановления финансовой устойчивости. «Можно сказать, что компания допустила технический дефолт», — говорит специалист департамента инвестиционного банкинга компании Pro Capital Investment Алина Леуская.
$200 млн составляет сумма просроченной задолженности «Мрии» перед банками
Позже на сайте биржи появилась информация, что «Мрия» просрочила выплату около $ 9 млн процентного дохода и примерно $ 120 млн в счет погашения долга по своим обязательствам. Еще $ 58 млн не выплатили аффилированные структуры компании, которым холдинг предоставил корпоративные гарантии на $ 200 млн. Держатели еврооблигаций «Мрии» на собрании 21 августа решили создать комитет, представляющий их интересы в рамках реструктуризации задолженности. Напомним, «Мрия» в марте 2011 г. разместила пятилетние еврооблигации на $ 250 млн с фиксированной ставкой 10,95 % годовых. Ценные бумаги были размещены с доходностью 11,25 % годовых. Затем в апреле 2013 г. «Мрия» разместила пятилетние еврооблигации на $ 400 млн под 9,75 % годовых, часть из которых выпускались в рамках предложения по рефинансированию дебютного выпуска.
Не все потеряно
Основная проблема компании в том, что обязательства и главные капитальные затраты были номинированы в иностранной валюте, отметила Леуская. «Согласно данным финотчета за I квартал 2014 г. (более свежего отчета еще нет. — «Капитал»), платежеспособность компании достаточно критичная, поскольку были использованы ее деньги на депозитах в размере $ 170 млн, а остатка денежных средств — $ 50 млн — не хватит для покрытия текущих обязательств даже частично», — констатирует она.
Сейчас важно, насколько «Мрия» будет успешной в переговорах именно с краткосрочными кредиторами — банками, считает старший аналитик инвестиционной компании «АРТ Капитал» Андрей Патиота. Компания просрочила выплату банковских кредитов на $ 200 млн. В отчете не уточняется список кредиторов, но агрохолдинг имеет счета в более чем 30 финучреждениях: Диви Банк, ПУМБ, «Хрещатик», Райффайзен Банк Аваль, Укрсоцбанк, УкрСиббанк, Альфа-Банк, Правэкс-Банк, ПриватБанк и др. «Если удастся продлить или реструктуризировать хотя бы часть краткосрочных кредитов, то, возможно, даже получится избежать реструктуризации евробондов, по крайней мере в этом году», — допускает он. Исторически в III и IV кварталах «Мрия» получает большую выручку, в т. ч. в валюте от экспортных продаж пшеницы и других ранних зерновых. «Урожай прогнозируется высокий, а цены хоть и довольно низкие, но выручка покрывает себестоимость. Думаю, прибыли должно с запасом хватить на оплату купонов по евробондам в сентябре-октябре», — уверяет Патиота.
Управляющий партнер юридической компании L. A. Group Александр Шкелебей отмечает, что во многих случаях после длительной судебной тяжбы банки идут навстречу должникам и предлагают дисконты или иную форму компромисса.
Патиота считает, что «Мрии» нужно сократить до минимума любые новые инвестиции (расширение земли, строительство инфраструктуры, закупка техники и т. п.), фактически ограничиться расходами на обслуживание существующих активов. Тогда, по его словам, уже в 2015 г. появится солидный свободный денежный поток: сначала на закрытие текущих дыр, а с 2016 г. — на погашение долгосрочных обязательств.