В пятницу, 22 августа, Фонд гарантирования вкладов физических лиц (ФГВФЛ) ввел временную администрацию в 42‑й по размеру Терра Банк. На начало июля в финучреждении находилось около 3 млрд грн вкладов, из которых 2 млрд грн — средства физлиц и 1 млрд грн — юрлиц.
Тревожные сигналы
Вкладчики Терра Банка еще в марте жаловались на задержку с выплатой депозитов. Согласно финансовому отчету банка за 2013 г., как раз на февраль-апрель пришелся наибольший разрыв ликвидности финучреждения. Его финансовые обязательства на тот период превышали поступления на 156,9 млн грн. Бывший заместитель председателя правления по розничному бизнесу Терра Банка Игорь Шевченко сообщения о задержке выплат тогда называл провокациями. Вчера он не захотел объяснять, что привело финструктуру к неплатежеспособности.
Терра Банк в основном кредитовал юрлиц. На 1 июля его кредитный портфель составлял 2,7 млрд грн, займы юрлиц — более 2,5 млрд грн. Активы банка достигали 4,4 млрд грн. В начале августа Нацбанк отправил в финучреждение своего куратора, дав ему второй шанс на восстановление, который остался неиспользованным.
На пути к хаосу
Главной причиной проблем Терра Банка мог быть конфликт между акционерами и, как следствие, между руководителями финучреждения. В начале августа в СМИ появилась информация о выводе из банка 300 млн грн в июле и отстранении председателя правления Олега Савощенко от выполнения своих обязанностей. Позже полномочия Савощенко восстановили и одновременно уволили часть руководящего состава финучреждения. Были смещены с должностей первый зампредседателя правления Терра Банка Игорь Шевченко и корпоративный секретарь Юлия Облецова. Также решением набсовета банка были прекращены полномочия Сергея Клименко, членов набсовета, а также представителей «Украинской стратегической группы» Андрея Ларченко, Александра Кучменко, Игоря Романенко и Даниила Власова.
3 млрд грн составлял депозитный портфель Терра Банка
Весной бенефициар «Украинской стратегической группы» Сергей Клименко заявлял о том, что в конце прошлого года купил Терра Банк. Ранее мажоритарным акционером финучреждения был Руслан Цыплаков — владелец финансово-промышленной группы «Металл Юнион». 20 августа в СМИ появилась информация о задержании Цыплакова по подозрению в создании конвертационного центра.
В начале апреля в банк вернулся Кирилл Шевченко, который в 2010‑2012 гг. владел акциями финучреждения, а в 2010‑м занимал пост председателя правления. В апреле этого года он был назначен президентом Терра Банка. По информации одного из инвестбанкиров, пожелавшего сохранить анонимность, Шевченко вошел в финучреждение в качестве партнера и принимал активное участие в управлении. В 2006‑2009 гг. он возглавлял Государственное ипотечное учреждение (ГИУ). Терра Банк давно сотрудничает с ГИУ, в январе этого года он даже занимал первое место среди 112 банков-партнеров ГИУ. С приходом Шевченко влияние на деятельность банка со стороны Клименко уменьшилось.
До этого в марте Клименко сообщил о планах докапитализировать финучреждение на 250 млн грн. Банк нанимал новых сотрудников и даже открыл новое отделение в Киеве. Но докапитализировать банк у Клименко не получилось. Возможной причиной, кроме конфликта с Шевченко, могли стать и проблемы его партера по бизнесу Максима Луцкого, который, вероятно, также был одним из собственников финучреждения. Одним из миноритариев Терра Банка была компания «М. Б. С.», основанная отцом Максима Луцкого Георгием Луцким. Максим Луцкий — бывший нардеп от Партии регионов, в прошлом проректор Национального авиационного университета.
Вчера «Капиталу» не удалось получить официальный комментарий представителей банка о причинах признания его неплатежеспособным. Бывший директор по маркетингу финучреждения Лана Максимова сообщила, что больше не работает с Терра Банком, а обслуживает только Сергея Клименко, который с 8 августа больше не является председателем наблюдательного совета банка и не входит в его руководящий состав. Телефоны членов правления банка не отвечали.
Ликвидировать нельзя спасти
Финансовые эксперты сомневаются в возможности спасения финучреждения. По прогнозам председателя правления Украинской межбанковской валютной биржи Анатолия Гулея, потенциальный инвестор должен будет влить в него от 500 млн грн — для восстановления ликвидности и до 1 млрд грн — для нормальной работы. «Но сейчас реального хозяина у банка нет. Старые из него еще вышли, а новые еще не вошли и непонятно, кто отвечает за ситуацию в финучреждении», — говорит Гулей. В связи с этим, скорее всего, ФГВФЛ примет решение о ликвидации Терра Банка.
«Если у собственников таких небольших учреждений нет денег и выходов на НБУ, то восстановить их работу сегодня практически невозможно», — считает старший партнер адвокатской компании «Кравец и Партнеры» Ростислав Кравец. Украинские банки в своем большинстве — это кассы взаимопомощи, не имеющие запаса прочности и активов, добавил юрист. «Зарабатывают здесь только собственники финучреждений. — подчеркнул он. — А отсутствие контроля со стороны НБУ, коррупция и безнаказанность делают этот бизнес довольно привлекательным для мошенничества».