Государственная администрация железнодорожного транспорта «Укрзалізниця» организовывает прямое отправление зерновых грузов сообщением «вагон — судно» для сокращения логистических затрат. Об этом говорится в обнародованном вчера сообщении ведомства. «Для обеспечения более гибкой логистики железнодорожники организовывают перевозки зерновых грузов по прямому варианту (вагон — судно) без перевалки в порту или терминальном комплексе. Это позволяет уменьшить стоимость транспортировки и сократить время выполнения грузовых операций», — сообщила «Укрзалізниця».
Чего хотят добиться
Ранее министр аграрной политики и продовольствия Николай Присяжнюк заявлял, что отечественные тарифы на перевалку зерна завышены в три раза по сравнению с другими странами. «Мы не можем мириться с тем, что в других странах черноморского региона стоимость услуг портовых элеваторов составляет $ 7 за т, а у нас — $ 22 за т», — отмечал министр.
Предложенная «Укрзалізницею» услуга предполагает исключить перевалку в портах. При этом погрузка зерна будет осуществляться непосредственно на судно. «Такая услуга предусмотрена Сводом тарифов и применялась еще в прошлом году. Транспортировка «вагон — судно» дешевле, чем по регулированному тарифу. Кроме того, зернотрейдер не тратит деньги на перевалку в порту, за счет чего удешевляется логистика», — рассказал в беседе с «Капиталом» сотрудник «Укрзалізниці». Уточнить тариф на перевозку «вагон — судно» в компании не смогли.
Шансы достигнуть цели
По данным «Укрзалізниці», в прошлом году 96,1 % от общего объема экспорта зерновых грузов, перевозимых железнодорожным транспортом, осуществлялись через порты и терминалы. «Технические возможности портов вполне позволяют грузить на судно», — отмечает директор Центра транспортных стратегий Сергей Вовк. По его словам, порты будут зарабатывать меньше на хранении, но это только сейчас, в пиковый период нагрузки. «Кроме того, некоторые трейдеры не хотят продавать зерно сейчас, когда цена далека от оптимальной. Поэтому они все равно будут заинтересованы в том, чтобы хранить свое зерно на элеваторах», — отметил Сергей Вовк.
Начальник отдела логистики компании «Гермес-Трейдинг» Вячеслав Сорокун в разговоре с «Капиталом» рассказал, что компания и в прошлом году пользовалась такой услугой. Он отметил, что такая перевозка формально дешевле и быстрее, но имеет свои минусы. «Если корабль вовремя не подать на загрузку, то «Укрзалізниця» взимает за простой», — отмечает Вячеслав Сорокун. По его данным, сегодня стоимость хранения груза в вагонах на территории порта в сутки составляет 6,39 грн за т.