Государственная авиационная служба Украины разрабатывает новый порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий. Для чего это делается и как может измениться процедура назначения авиаперевозчиков на выполнение рейсов, в интервью «Капиталу» рассказал глава Госавиаслужбы Денис Антонюк.
— Эксперты и специалисты отрасли дискутируют насчет регуляторного документа, который готовится возглавляемым вами ведомством. Пожалуйста, расскажите о нем.
— Главное, для чего Госавиаслужба Украины решила подготовить «Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий» — сделать прозрачной процедуру назначения авиаперевозчиков на выполнение рейсов, привязаться к объективным математическим показателям, минимизировав субъективизм при вынесении решений о предоставлении разрешений на полеты по тому или иному маршруту. Т.е. мы твердо намерены внедрить математически описанную базу, которая будет использоваться для назначения на рейсы.
— Пожалуйста, расскажите несколько подробнее — в чем будет состоять подход при определении назначений на авиарейсы?
— Новый «Порядок» позволит одному абстрактно взятому перевозчику иметь преимущество над другим абстрактным перевозчиком не в силу закулисных игр либо коррупционной составляющей. Согласно «Порядку предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий», преимущество будет предоставляться на основании четко обоснованных и математически рассчитанных по единой утвержденной формуле критериев, которые в первую очередь соответствуют интересам отрасли, интересам государства и интересам пассажиров. И которые, я имею в виду критерии, будут доступны для расчета в т. ч. представителям авиакомпаний.
— Несколько слов собственно о формуле, которая будет внедрена «Порядком предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий»?
— При определении формулы, положенной в основу принятия решений о выдаче разрешений на выполнение рейсов, Госавиаслужба в первую очередь руководствовалась интересами государства. Речь идет о том, что важными критериями в формуле являются количество созданных авиакомпанией рабочих мест в Украине, сумма уплаченных налогов в бюджет нашей страны. Считаем это исключительно важным. Мы, как государственный регулятор, должны максимально отстаивать интересы державы. В нынешние сложные времена вопросы наполнения госбюджета и занятости выходят на первый план, от их успешного решения зависит социально-экономическая стабильность в Украине и Госавиаслужба внесет свою лепту в этот процесс.
— Какие другие критерии содержатся в формуле?
— Формула, на которой будет базироваться механизм распределения назначений авиакомпаний на маршруты, использует те же параметры, которые используют европейские регуляторы при выдаче разрешений на эксплуатацию авиарейсов. В частности, авиакомпания с большим парком воздушных судов должна обладать преимуществом перед авиакомпанией, парк которой насчитывает один-два самолета. Также мы уверены, что используемость ранее выданных назначений должна быть важным критерием при распределении назначений на новые рейсы.
— Пожалуй, наибольший резонанс в среде экспертов вызвали ожидающиеся новации в вопросах назначения на рейсы в части обязательности выполнения авиарейсов между украинскими городами.
— Будет странно, если Госавиаслужба не предпримет усилия по реанимации программы внутриукраинских пассажирских авиаперевозок. Именно с целью активизации авиасообщения между украинскими аэропортами, с целью увеличения количества «внутренних» пассажиров специалистами регулятора разработана специальная формула, согласно которой установлена четкая и прозрачная функциональная зависимость между количеством международных авиарейсов, которые хочет выполнить компания, и количеством авиарейсов внутренних, которые данная авиакомпания будет должна выполнить. Избрана такая формула, которая не приведет к заметному ухудшению финансового положения авиакомпаний в силу необходимости выполнять внутренние рейсы. Т.е. избраны максимально лояльные коэффициенты пересчета. Отмечу, что разработанный «Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий» никоим образом не будет распространяться на существующие назначения. Т.е. Госавиаслужба не будет пересматривать ранее выданные права на выполнение маршрутов. Однако если та или иная авиакомпания захочет расширить географию международных рейсов, выполняемых из украинских аэропортов, ей придется взять на себя обязательства открыть несколько внутриукраинских рейсов. Причем не только принять это обязательство, но и выполнить его.
— Новая формула будет применяться при назначении на абсолютно все новые рейсы?
— Сфера применения формулы несколько сложнее, чем кажется на первый взгляд. Если новый перевозчик решил работать в Украине и получил назначение на рейс, который ранее никем не выполнялся, да еще у этого нового перевозчика нет конкурентов, желающих выполнять указанный рейс, то применить формулу для определения победителя в соревновании за маршрут будет невозможно. Потому что отсутствует база сравнения и конкурент. Т.е. формула будет применяться только в тех случаях, когда на выполнение рейса претендуют не менее двух авиакомпаний, но при этом имеются ограничения по емкости, а количество частот на рейсе меньше, нежели количество рейсов, которые хотят выполнять потенциально конкурирующие компании.
«Мы убеждены, что распределение между авиакомпаниями назначений на рейсы должно в первую очередь происходить исходя из соответствия максимальным критериям безопасности»
— Насколько нам известно, дискуссии вызвала и норма нового документа относительно раскрытия конечных владельцев авиакомпаний.
— Да, еще одна важнейшая составляющая нового «Порядка предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий» — необходимость обязательного раскрытия конечных собственников авиакомпаний, выполняющих полеты в Украине. Кстати, отмечу, что в первую очередь это касается крупнейшего украинского авиаперевозчика — авиакомпании «Международные авиалинии Украины». Я уверен, что это требование не вызовет вопросов у собственников авиакомпаний, которые в своей работе неукоснительно придерживаются самых высоких стандартов безопасности, у авиакомпаний, ведущих прозрачную ценовую и финансовую политику. Госавиаслужба обязана заботиться о государственной безопасности, для этого мы должны знать настоящих владельцев авиакомпаний. Кстати, большинство межправительственных соглашений о выполнении авиарейсов предусматривает раскрытие информации о конечных бенефициарах авиакомпаний, которые планируют выполнять эти рейсы. Т.е. это требование «Порядка предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий» соответствует международной практике.
— Госавиаслужба делает акцент именно на безопасности полетов?
— Мы постараемся закрепить парадигму того, что поддержание авиационной безопасности на должном уровне является вопросом первоочередной важности. Поэтому мы убеждены, что распределение между авиакомпаниями назначений на рейсы должно в первую очередь происходить исходя из соответствия максимальным критериям безопасности. Компании-однодневки, которые хотят получить назначение на один-два маршрута, недолго поработать на них и, сняв сливки, уйти с рынка, более уязвимы с точки зрения безопасности. Авиакомпания с серьезными намерениями, которая рассчитывает работать на протяжении длительного времени, располагает большим флотом судов, априори имеет более высокие показатели по критерию авиационной безопасности. Мы намерены привить рынку следующую идеологию — при выдаче разрешений приоритет будет предоставляться компаниям с большим ресурсом.
— Пожалуйста, дайте краткое резюме в вопросе — для чего разработан и планируется к утверждению «Порядок предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий»?
— Приведу три основных довода в пользу утверждения этого документа. Первый — Государственная авиационная служба Украины намерена максимально отстаивать интересы государства. Поэтому важными критериями, на основании которых будут определяться конкурентные преимущества авиакомпаний при конкурсном получении разрешений на выполнение рейсов, будут сумма уплаченных в госбюджет Украины налогов и количество созданных в Украине рабочих мест. Второй — касается авиарейсов, за право выполнения которых авиакомпании будут конкурировать. Благодаря нормам «Порядка предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий» процедура назначений на эти рейсы станет прозрачной и объективной, будет базироваться на понятной всем формуле, влияние субъективных факторов при выборе победителя будет минимизировано. Третий — станет прозрачнее не только процедура назначений на рейсы, так как Госавиаслужба намерена добиться прозрачности и в вопросе реальных владельцев авиакомпаний, которые оперируют в нашей стране.
— Подведя итог, расскажите, чего вы ожидаете от «Порядка предоставления и аннулирования прав на эксплуатацию воздушных линий»?
— Во-первых, начала полетов ныне оперирующих авиаперевозчиков внутри Украины. Во-вторых, снижения цен на внутренних рейсах. В-третьих, мы подошли к вопросу выдачи назначений на рейсы, в т. ч. с точки зрения интересов региональных аэропортов. Уверен, что мы обязаны катализировать развитие небольших украинских аэропортов. Формула рассчитана таким образом, что авиакомпания, которая летает, например, из Киева в Черновцы, получит в два раза больше назначений, чем авиакомпания, которая летает из Киева в Одессу. Экономическое положение сейчас в Украине оставляет желать лучшего, но я уверен, что позитивные перемены не за горами. Давайте посмотрим на количество перевезенных авиапассажиров, которое в прошлом году составило 8 млн. человек. Это огромный ресурс, у которого есть серьезный потенциал роста. Думаю, что отрасли авиаперевозок, той отрасли, где сосредоточен мощный технический, технологический и человеческий потенциал, по силам стать одним из локомотивов экономического роста Украины.